Библиотека > Мифология >
Миф и литература
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное
место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль
в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются
в литературе почти на всём протяжении её истории.
Непосредственно из мифов выросли сказки о животных (прежде всего о зверях-трикстерах, очень близкие к тотемическим мифам и мифам о трикстерах — негативных вариантах культурных героев) и волшебные
сказки с их фантастикой. Не вызывает сомнений генезис
из тотемического мифа универсально распространённой
сказки о браке героя с чудесной женой (мужем), временно выступающей в звериной оболочке.
Популярные сказки о группе детей, попадающих во
власть людоеда, или об убийстве могучего
змея — хтонического демона воспроизводят инициационные мотивы, специфичные для героических мифов и др. Характерные для классической волшебной сказки предварительные испытания будущим
помощником героя также восходят к мотивам инициации
(помощник, даритель — это дух-покровитель или шаманский дух-помощник). В архаическом фольклоре
культурноотсталых народов существующая терминология отличает мифы безусловно достоверные, сакральные,
порой связанные ещё с ритуалами, и эзотерические, от
сказок на те же сюжеты.
В процессе превращения мифа в сказку происходит
десакрализация, деритуализация, отказ от этиологизма
и замена мифического времени неопределённо-сказочным, замена первичного добывания культурным героем
различных объектов их перераспределением (привилегированными объектами добывания оказываются чудесные предметы и брачные партнёры), сужение космических масштабов до семейно-социальных. Брачные связи
в мифах были только средством для получения поддержки со стороны тотемных зверей, духов-хозяев и т. п. существ, представляющих природные силы, а в сказках
они становятся главной целью, так как повышают социальный статус героя.
В отличие от мифа, в котором прежде всего отражаются
ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает социально-обездоленного (сиротку, падчерицу).
На стилистическом уровне сказка противостоит мифу
специальными словесными формулами, указывающими
на неопределённость времени действия и на недостоверность (вместо указания в мифе вначале на мифическое время, а в конце на этиологический результат).
Архаические формы героического эпоса также уходят корнями в миф. Здесь эпический фон ещё заполнен
богами и духами, а эпическое время совпадает с мифическим временем первотворения, эпическими врагами
часто являются хтонические чудовища, и сам герой
часто наделён реликтовыми чертами первопредка (первого человека, не имеющего родителей, спущенного с неба, и т. д.) и культурного героя, добывающего некоторые природные или культурные объекты (огонь, орудия
рыболовства или земледелия, музыкальные инструменты и др.) и потом уже очищающего землю от «чудовищ».
В образах эпических героев колдовские способности ещё
часто преобладают над чисто богатырскими, воинскими.
В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров
(скандинавский Лаки, осетинский Сярдон). Такой архаичный характер имеют карело-финские руны, мифологические песни скандинавской «Эдды», северокавказский
эпос о нартах, тюрко-монгольские эпосы Сибири, отчётливые отголоски архаики можно обнаружить в «Гильгамеше», «Одиссее», «Рамаяне», «Гесериаде» и др.
На классической стадии в истории эпоса воинские
сила и храбрость, «неистовый» героический характер
полностью заслоняют колдовство и магию. Историческое
предание постепенно оттесняет миф, мифическое
раннее время преобразуется в славную эпоху ранней
могучей государственности. Впрочем, отдельные черты
мифа могут сохраняться и в самых развитых эпосах.
В средние века в Европе десакрализация античных и
варварских «языческих» мифов сопровождалась достаточно серьёзным (одновременно религиозным и поэтическим) обращением к мифологии христианства, включая
сюда и агиографию (жития святых). В эпоху Возрождения в связи с общей тенденцией к «Возрождению классической древности» усиливается использование рационально-упорядоченной античной мифологии, но одновременно активизируется и народная демонология (так
называемая «низшая мифология» средневековых суеверий). В творчестве многих писателей Возрождения художественно используется народная «карнавальная
культура», связанная с богатыми пародией и гротесками
неофициальными праздничными ритуалами и «играми»
(у Рабле, Шекспира и многих других). В 17 в., отчасти
в связи с Реформацией, оживляются и широко эксплуатируются библейские темы и мотивы (особенно в литературе
барокко, например, у Мильтона), а античные сильно
формализуются (особенно в литературе классицизма).
Литература Просвещения в 18 в. использует мифологические сюжеты большей частью как условные фабулы, в которые вкладывается совершенно новое философское содержание.
Традиционные сюжеты господствовали в литературе
на Западе до начала 18 в., а на Востоке — и до более
позднего времени. Эти сюжеты генетически восходили
к мифам и широко оперировали определёнными мотивами
(в Европе — античными и библейскими, на Ближнем
Востоке — индуистскими, буддийскими, даосийскими,
синтоистскими и т. д.). Глубинная демифологизация
(в смысле десакрализации, ослабления веры и «достоверности») сопровождалась широкой интерпретацией мифов
как элементов художественной знаковой системы и как
мотивов декоративных.
Одновременно, в 18 в. открывается простор для свободного сюжетосложения (особенно в романе). Романтизм 19 в. (особенно немецкий, отчасти английский)
проявил большой неформальный интерес к мифологиям
(античной, христианской, «низшей», восточной) в связи
с философскими спекуляциями о природе, о народном
духе или национальном гении, в связи, с мистическими тенденциями. Но романтическая интерпретация мифов является крайне вольной, нетрадиционной, творческой, становится инструментом самостоятельного мифологизирования.
Реализм 19 в. является вершиной процесса демифологизации, так как он стремится к научно— детерминированному описанию современной жизни.
Модернистские течения конца века в области философии и искусства (музыка Р. Вагнера, «философия жизни»
Ф. Ницше, религиозная философия Вл. Соловьёва,
символизм, неоромантизм и т. п.) крайне оживили интерес к мифу (и античному, и христианскому, и восточному) и породили его своеобразные творческие, индивидуальные обработки и интерпретации. В романе и драме
10—30-х годов 20 в. (романисты — Т. Манн, Дж. Джойс,
Ф. Кафка, У. Фолкнер, позднее латиноамериканские и
африканские писатели, франц. драматурги Ж. Ануй,
Ж. Кокто, Ж. Жироду и др.) широко развёртываются
мифотворческие тенденции. Возникает особый "роман-миф", в котором различные мифологические традиции используются синкретически в качестве материала для
поэтической реконструкции неких исходных мифологических архетипов (не без влияния психоанализа, особенно К. Юнга). С совершенно иных позиций мифологические мотивы иногда используются в советской литературе (М. Булгаков, Ч. Айтматов, отчасти В. Распутин и др.).