Библиотека > Музыкальная культура > Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре >
Заключение
Изложение предыдущих разделов дает основание подвести
итоги, ответив при этом на вопросы, поставленные в начале первой главы.
Время в музыке имеет целиком культурогенную
природу в том же смысле, в каком условием и одновременно "продуктом"
бытия культуры является сама сущность человека. Только с этих позиций проясняются
возникновение и смена тех или иных типологий временного чувствования, отвердевающих
в музыкальном процессе в виде устойчивых образно-формальных целостностей.
Генезис же времени в музыке содержит наряду
с социокультурными и психофизиологические сущности, "задающие" неизменную
антропологически направленную программу музыкальной деятельности вне зависимости
от специфики последней в какой-либо исторический период. В этом плане объяснимы
складывающиеся в музыкальном процессе метро-ритмические общности, в которых
как бы кристаллизуются время и мера коллективного труда и общения.
Процесс исторического становления эстетического отношения
к миру фиксируется в различных языках культуры. В языке музыки он закреплен
в виде нерасторжимого единства ритма и интонации – времени и смысла человеческой
деятельности, в силу своей универсальности требующей обобщенно-эмоционального
(музыкального!) оформления.
Время в музыке обладает сложной структурой,
имеющей общекультурную (внешнюю) и собственно музыкальную (внутреннюю) детерминации.
Наличие внешней детерминации обеспечивает соответствие временной структуры музыкального
произведения (как системы музыкальных образов) временным структурам конкретной
культуры и через нее –объективной действительности, в связи с чем временное
решение музыкального образа выступает как закономерное, подчиненное общим законам
бытия культуры.
Наличие внутренней детерминации обусловлено законами
музыкальной семантики и формообразования, выделяющими музыкальную деятельность
как самоценную из всеобщего бытия культуротворческой деятельности человека.
Иными словами, собственно музыкальное освоение времени концентрируется на уровне
музыкальной формы, понимаемой не как логическое членение звучащего потока, а
как бытие музыкального содержания (образного смысла).
Именно поэтому нарушение или искажение взаимодетерминированных связей
во временной структуре музыки (произвольное моделирование
___ 176 ___
музыкальной формы, чрезмерная логизация, "математизация" музыкального
языка, отказ от культурно-исторической преемственности и пр.) ведет к распаду
"культурного тела" музыки и утрате ее коммуникативных возможностей.
В этой связи снимается вопрос о том, к какой – содержательной
или формальной – сфере относится временная сторона музыкальной образности. Временная
организация музыкального образа воплощена в движении музыкальной формы. Однако
законы этой организации связывают музыку со всей целостностью культурного бытия
и хотя бы поэтому обладают чертами содержательности. В указанной плоскости находится
и проблема, связывающая методологические стороны музыкального творчества с временной
организацией музыкальных явлений: процесс познания и отражения действительности
в музыке необходимо связан с процессами познания и отражения временных сущностей
бытия и их моделированием в виде содержательной музыкальной формы. Заметим также
и то, что своеобразие той или иной стилистической концепции во многом зависит
от специфики временного чувствования композитора, его способности "работать"
со временем, не теряя при этом ощущения живой связи с культурной традицией.
Следовательно, время в музыке по существу содержательно,
по способу воплощения – формально, а значит, оно пронизывает собой все сферы
музыкальной образности.
Конструктивные стороны временной организации музыкального
целого воплощает ритм, посредством которого осуществляется перевод процессов
движения объективного мира в плоскость временной музыкальной формы. Отсюда ритм
есть результат художественного познания, определяющий основное конструктивное
решение музыкального образа в системе музыкальной формы.
В последней главе этой книги мы уже отмечали, что
ритм осуществляет перевод объективного времени в художественное (музыкальное).
В музыке ритм управляет временем и является единственной возможностью актуализации
временного чувствования как при создании, так и при восприятии музыкальных образов.
Однако стимулированное и обобщенное ритмом время в музыке обретает
способность чисто эстетического бытия и выступает как всеобщая ценность. Благодаря
этому движущаяся система музыкальных образов воздействует на слушателей и вызывает
у них ощущение власти над временем. Естественно, что эта "власть над временем"
обусловлена всей совокупностью средств музыкальной драматургии и композиции,
___ 177 ___
"работающих" на создание образа концентрированного, активного и событийно
заполненного времени. Можно сказать, что совершающийся в музыке ритмо-временной
процесс представляет собой новую, чисто человеческую, созидательную форму движения,
конструктивность и целесообразность которой обусловлены сущностью самой человеческой
деятельности.
Музыка же в целом как бы вбирает в себя бесконечное
богатство временных процессов действительности, их социального осознания и выступает
в качестве формы времени, имеющей целиком эстетическое качество и культурогенную
природу.
Именно поэтому время в музыке не имманентно: это –
новое качественное состояние социально-культурного времени, позволяющее "схватить"
эмоциональное богатство отношений ко времени, складывающихся в социуме, а отсюда
– высветить глубинную сущность человека как "ансамбля общественных отношений".
Остановимся пока на этом, поскольку отчетливо сознаем, что до окончательного
решения проблемы еще далеко. Время в музыке ждет своих исследователей, ибо в
каждой исторической "точке" музыкального процесса уходят вглубь "колодцы
времени", и сквозь бесстрастный лик Кроноса проступают юношеские черты
Орфея. Но самое главное – музыка продолжается. И для нее стрела времени по-прежнему
нацелена в будущее.