Библиотека > Музыкальная культура > Суханцева В.К. Музыка как мир человека (От идеи Вселенной - к философии музыки) >
Вместо введения
ХХ век пронизан интуициями Целого. Вероятностный
мир квантовой механики, текучее время на полотнах Дали, акустическая космология
Шенберга и Штокгаузена – все это поиски мировых структур, вспышки культурного
самосознания, иногда пугающие радикализмом, но, благодаря последнему, вырывающие
человека из геоцентрических координат. Потрясения следуют чередой: теория эволюционирующей
Вселенной, реликтовое излучение, квазары, сингулярность – и, совсем в другой
сфере, – экзистенция, онтология, феноменология; иными словами, мучительно выкристаллизовывается
область, в которой идея Вселенной и идея человека неминуемо должны столкнуться.
Как обозначить эту область? Где ее магистраль? По всей видимости, ответ содержится
в так называемом “антропологическом принципе” Картера-Уилера, согласно которому
человек и Вселенная взаимоопределяемы и обусловлены.
Наиболее четко ставит вопрос Дж. Уилер: “Вот человек, какой
должна быть Вселенная?” – и далее: “Почему же с этой точки зрения Вселенная
так велика? Потому что только в такой Вселенной возможно существование человека!”[1].
Итак, координаты заданы и бытие разворачивается, по крайней мере, при двух фундаментальных
условиях – этой Вселенной и этого человека, поскольку наличие
других мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть.
Сказанное, однако, влечет за собой ряд “взаимоотягощающих” вопросов,
а именно:
– в какой связи находятся глобальные категории ”Мир”, “Вселенная”,
“Бытие”; являются ли они “продуктами” чистой умозрительности, либо обобщают
области действительного?
– в каких координатах должна рассматриваться социальная история – как самостоятельное
“произведение”, либо как “глава” некой превышающей воображение “драмы”?
– как воплотился в человеке и в человеческой деятельности столь фундаментальный
генезис; иными словами, всплывает ли и как всплывает в сферах человеческой деятельности
– сознании, разуме, духе, – “эта” Вселенная?
Сразу же признаем: до строго научных ответов очень далеко, однако
само наличие подобных вопросов обладает столь мощным эвристическим потенциалом,
что по сути охватывает собой предельные уровни смысложизненной проблематики.
Более того. Указанные вопросы ни в коей мере не могут расцениваться в качестве
ритуальных, т.е. нейтрально существующих и при этом не оказывающих влияния на
результаты каких-либо конкретных исследований. Напротив, по нашему мнению, проблемное
поле современной науки, вне зависимости от дисциплинарной специфики, “сжимается”
вокруг этих вопросов, постоянно возвращается к ним хотя бы потому, что ни одна
область знания не свободна от проблемы человека.
Последнее соображение, отчетливо сознаваемое
нами в аспекте профессиональной ответственности, обусловило направление и логику
данной книги, в самом названии которой человек и мир даны в сопряженности особой
духовной сферы – музыки. Почему именно музыки – об этом ниже, после того, как
будут намечены хотя бы наиболее общие контуры авторского подхода в контексте
указанных вопросов.
Итак, антропологический (или антропный)
принцип, принимаемый в качестве объяснительного, – с одной стороны; с другой,
– необходимость обозначения пределов его проявления; т.е. предельности сущего
по отношению к человеку. Здесь возникает целый ряд терминологических трудностей,
обусловленных недостаточной содержательной отдифференцированностью фундаментальных
понятий. В самом деле: понятие Вселенной, принятое прежде всего в астрономии
и космологии, приложимо к некоему физическому объекту; при этом физическая характеристика
в качестве базовой остается неизменной как в случае постулирования “одной” Вселенной
(Вселенная как Целое), так и “ансамбля” Вселенных. Так или иначе речь идет о
физических, пусть даже самых экзотических, свойствах описываемого объекта или
системы.
Понятие “Мир“ имеет прежде всего философскую
традицию, квинтэссенция которой содержится в дихотомиях материи и сознания,
природы и Духа, идеи и вещи. В таком понимании социальная история по определению
отделена от глобальной “предистории” Вселенной даже тогда, когда жизнь рассматривается
в качестве диалектического скачка, проявления антропологической направленности
космических эволюций. Однако человек живет в мире и единственно мир ощущает
в от-стоянии и пред-стоянии для себя. Этот мир дан ему как Целое и при этом
вовсе не только и не столько как физическое Целое. И если границы Вселенной
и материального мира могут совпадать в качестве предельных по отношению
к человеку, то понятие человеческого мира либо мира человека имеет иной категориальный
статус, поскольку в его содержание уже включены сознание и разум: это Вселенная,
заданная в человеческом измерении и тем самым локализованная в сознании. Выражаясь
свободнее, – это примирённая и примéренная Вселенная, чья сверхмасштабная
отчужденность смягчена антропосообразностью. Встречающееся на страницах этой
книги понятие “Мир” употребляется именно в таком значении. Там же, где в виду
имеются предельные контуры рассмотрения, автор, во избежание терминологической
путаницы, прибегает к понятиям “Мироздание” или “Универсум”, но не “Вселенная”,
ибо обращается не к физическим характеристикам объекта, а к его масштабу.
С аналогичных позиций мы подходим к
категории бытия, понимая последнее как актуальное переживание мира, его действительное
состояние, атрибутивное человеку и ни в одной ситуации не противопоставленное
ему. Бытие дано как участие в мире, и если этот человек возникает в этой
Вселенной, то Вселенная присутствует в мире, и бытие выступает одновременно
бытием человека и Универсума.
Именно здесь открываются подходы к осознанию
социальной истории. Последняя, конечно же, есть нечто особое по отношению к
материальному миру. Как отмечает К. Ясперс, “... История обладает
границами, которые отделяют ее от других реальностей – от природы и Космоса.
Историю со всех сторон окружает безграничное пространство сущего вообще”[2]. Вот это бытие истории между “безднами” равносильно факту исторического
бытия человека, вспыхнувшего в “физической” Вселенной с тем, чтобы вписать разум
и волю в мировые структуры. Подобная история, взятая в системе координат “по
факту” земного проистекания, есть произведение; но она же по существу является
главой, раскрытой в прошлое и будущее и подлежащей перепрочтению всякий раз,
когда человечество задумывается над собственной смысложизненностью.
Человек, рефлектирующий над собственным
историческим бытием, есть человек культуры. И если социальная история выступает
в качестве стрелы человеческого времени, то культура обозначает пространственные
границы, в которых человек приручает бездну – т.е. сущее – посредством его,
сущего, бесконечных символизаций. Иными словами, Вселенная, мир и бытие даны
человеку единственно сквозь бытие культуры, ее символическую реальность. Но
отсюда и признание того факта, что любая форма культурной деятельности, любой
символ или система символов обладают сверхмощным генезисом, перед которым социальная
история – не более, чем обжитое и спасительное прибежище.
Указанный генезис, который есть
безо всяких мистификаций хотя бы в силу безоговорочного существования сверхмасштабов
Вселенной и ее присутствия в человеческом мире в качестве предельного условия,
зачастую осознается как трансцендентность. Ведь символизированная сущность безопасна
и освоена; сущее же как Целое пугает очевидной непостижимостью и довлеет как
“Другое” и “Там”, по отношению к которым история и культура взяты в границы
посюсторонности. Тем не менее, трансцендентность есть не что иное, как порожденный
культурой же феномен веры, обладающий высочайшей этической ценностью и атрибутивный
миру человека.
Можно сказать и так: область трансцендентного
охватывает собой интуитивное ощущение генезиса, данное человеку в его экзистенциальности
и не подлежащее окончательному рациональному оформлению, по всей видимости,
навсегда. Из этих интуиций возникает искусство – единственная возможность “участия
в трансценденции”, свобода “здесь”, добровольно ограничивающая себя законами
художественной формы и технологии.
Выдвинем центральный тезис нашего исследования:
именно в искусстве антропологический принцип перемещается из сферы объяснительной
в сферу действительного. Именно в искусстве, достигающем предела символизирующей
интенсивности, происходит сбрасывание символики; и сквозь языки и коды культуры
проступает мир сущего, тот самый генезис, который более нигде не обнаруживает
себя с очевидностью. Наиболее чистым случаем проступания генезиса является музыка,
чей язык не имеет эквивалента ни в одной области человеческой деятельности;
чей материал – звуко-интонация и организованное время – взяты из действительного
мира; чья предметность принципиально внепонятийна и никакой редукции не подлежит.
При строго формальном подходе история
музыки есть частный случай социальной истории, одно из многих проявлений человеческой
активности, подчиняющееся законам общественного бытия. Но это в том случае,
если сама социальная история объявляется “внутренним делом” случайно возникшего
человечества, игрой мутаций, прерогативой выпрямившихся обезьян. Если же у социальной
истории другая функция, иное место в системе мировых координат, – тогда, похоже,
совсем другую историю имеет музыка. Более того, в ее “другой” истории обозначают
себя фундаментальные законы, имеющие внемузыкальную и внесоциальную природу,
раскрыть которые - одна из главных задач этой книги.
Что есть музыка и каков ее действительный
генезис в контексте антропологического принципа? Каково проистекание музыкального
сквозь пространства доистории и историческое время? Что делает ее, музыку, подлинно
человеческим миром? – Вот основная проблематика нашего исследования, чья подлинная
сложность заключена в поразительном обстоятельстве: Целое, к постижению которого
в самоотверженном отчаянии стремятся физика, философия и космология, уже вверяло
себя человеку – например, Моцарту. Но до разгадки Симфонии соль-минор не ближе,
чем до экспериментального подтверждения идеи Вселенной.
[1] Мизнер Г., Торн К., Уилер Дж. Гравитация. –М.,1997.-Т.3.
– С. 487.
[2] Ясперс, Карл. Истоки истории и ее цель // Смысл
и назначение истории. – М.,1991. – С. 243.