Библиотека > Природа и культура >
Природа и культура
С позиций современного
научного понимания феномена культуры — антонимы,
противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.
Биосоциальный
дуализм сущности самого человека не мог не привести
к такого же рода дуальности организации среды обитания людей
(пространственной, временной, интеллектуальной, символической и пр.), совмещения в ней
естественной природной компоненты, обеспечивающей
витальный аспект человеческого существования (солнечное излучение, атмосфера, вода, продукты питания,
минеральные ресурсы), и мира искусственных порядков (в виде материальных объектов, символов, идей,
социальных структур, языков коммуникации и пр.),
созданных самими людьми и обеспечивающих коллективный (социальный) характер их жизнедеятельности.
Этот мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности и принято
обозначать в качестве культуры, противопоставляя его
природе. С подобных позиций культура нередко определяется как совокупность элементов природы,
переработанных людьми в своих интересах (понимая при
этом в числе элементов природы и самого человека, в
частности его мозг и способность к сознанию). Иначе
говоря, природа — это все, что еще не культура, а культура — это все, что уже не природа.
Вместе с тем у ряда специалистов такого рода категорическое противопоставление природы и культу
ры не встречает поддержки (Эйбл-Эйбесфельдт, Лоренц, Халоуэлл и др.). Они апеллируют к данным
социобиологии, дающей достаточно оснований для определения социального поведения животных как функционального (а порой и непосредственно технологического) аналога человеческой культуры, по крайней
мере в ее сегментах жизнеобеспечения, социальной
организации, регуляции и коммуникации и некоторых
др. С их точки зрения, нет жестких границ между социальным поведением животных (как явлением природы) и социальным поведением людей (как явлением
культуры), а основное различие явлений природы (животного мира) и человеческой культуры заключается
преимущественно в уровне сложности используемых
способов и средств адаптации, консолидации, саморегуляции, трансляции опыта следующим поколениям
(обучения) и пр. При этом отмечается, что разрыв в
уровнях сложности технологий жизнедеятельности
между приматами и верхнепалеолитическими людьми
во много раз меньше, чем между теми же верхнепалеолитическими и поздненеолитическими культурами
(не говоря уже о более поздних городских цивилизациях) . При таком подходе противопоставление природы и
культуры в значительной мере утрачивает смысл,
и культура начинает рассматриваться как особый этап
общей эволюции природы, на котором адаптация к
среде посредством изменения видовой морфологии (у
растений) и сочетания процессов видовой изменчивости со сменой стереотипов поведения (у животных)
полностью вытесняется адаптацией посредством изменения и усложнения технологий и форм жизнедеяельности (у людей),
включая и формирование искусственной среды обитания.
Противники этой позиции, преимущественно психологи и философы, апеллируют к принципиальному отличию возможностей
человеческой психики от соответствующих свойств животных — способности к
абстрактному мышлению, выделению себя из природы,
рефлексии собственного «Я», порождающих различия в средствах коммуникации, обучения, накопления опыта,
адаптации и т. п., что является преимущественно качественными показателями. Соглашаясь со всем этим,
нельзя не обратить внимание на то, что все эти отличительные качества появились у человека не «вдруг»
(скажем, с завершением процесса биологического антропогенеза и сложением вида Homo Sapiens), а развивались
очень постепенно на протяжении всей первобытной и
архаической ("варварской») стадии истории, т. е. являются «благоприобретенными» как часть
социального опыта, а не унаследованными от животных
предков инстинктами.
Хотя дискуссия о возможности или невозможности биологического наследования социального опыта
еще далека от окончательных выводов,
большинство специалистов согласно с недоказанностью (как теоретической, так и эмпирической) факта
генетического наследования культуры и наиболее вероятным путем обретения ее следующими поколениями
только методом обучения и подражания (что фигурирует в современной науке уже почти как аксиома).
По всей видимости, именно здесь, в вопросе о механизмах накопления, обобщения, рефлексии и трансляции
опыта жизнедеятельности, а также выделения
в этом опыте личностного «Я» и пролегает основная
грань между природой и культурой.
Следует отметить и еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры — культуру природопользования
(экологическая культура) людей, включая
культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа. По
мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы в
человеческих нуждах все острее ставится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем,
разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор,
поддерживающий «биологическое качество» человеческих популяций. Хотя эта проблема встала «в
полный рост» только во второй половине XX в., на
самом деле разрушительное вмешательство человека
в природную среду имело место и в далеком прошлом
(верхнепалеолитический продовольственный кризис
в связи с массовым истреблением мамонтов и других
крупных животных; деградация ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством, гибель лесов в Греции,
молодая поросль которых поедалась многочисленными козами, опесчанивание Сахары и ряда районов
Евразийской степи как результат кочевого скотоводства номадов; изменение ландшафтов Европы и Китая
в связи с массовой распашкой, вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие нужды; массовая урбанизация
как таковая и т. п.). Таким образом, проблема
культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов не
разрушающей эсплуатации ландшафтов — по существу один из «вечных» вопросов бытия человека на
Земле и норм его социокультурного функционирования — пока что еще не нашел сколько-нибудь
комплексного позитивного решения. Еще одна из сторон
этой проблемы — мера допустимости искусственного
(культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких-либо
частных природных свойств, да и вообще вся «оборотная сторона» медицины, препятствующей природной
«выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация
органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации и пр.). Все
это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом
человеке.