Библиотека > Культура Нового времени >
Славянские культуры во второй половине XVII-XVIII в.
XVII—XVIII вв. у зарубежных славян были эпохой, когда,
утратив государственную независимость, они находились под политическим господством Османской империи и монархии Газсбургов. Дольше всех сохраняла свою независимость Речь Посполитая, но и она в результате внутреннего кризиса стала настолько
слабой, что во второй половине XVIII в. не смогла сопротивляться
натиску России, Австрии и Пруссии, разделивших между собой
польское государство. С разделами Речи Посполитой с карты Европы исчезло последнее самостоятельное славянское государство
(кроме Российской империи). В этих условиях основным выражением общественной жизни славянских народов стала культура.
Несмотря на сильнейшее культурное влияние народов, подчинивших себе зарубежные славянские страны, их культура смогла не
только выжить и подготовить расцвет национальных культур в XIX в., но и вобрать в себя мировые достижения культуры XVII—XVIII вв. Европейские художественные стили этого времени - барокко, затем классицизм—охватили и славянские культуры,
которые внесли весомый вклад в художественную жизнь эпохи.
Противостояние государственно-политическому гнету обострило чувство патриотизма. Начавшееся со второй половины XVII в. национальное пробуждение, охватившее все славянские культуры,
обусловило его национально-патриотический характер. Прошлое
стало восприниматься как героическая эпоха государственнсго
величия и расцвета культуры.
В тех исторических условиях, когда лишь Россия могла
реально защитить южных славян от турецкого порабощения, вновь
становятся актуальными идеи славянского единства, появляются
политические проекты общеславянс ого государства. Особенно интересными были идеи Юрия Крижанича (1618—1683)— хорватского писателя и политического мыслителя, почти 20 лет проведшего
в России. В своем главном сочинении «Политика» он ратовал за
объединение всех славян под верховенством России и за церковное
их единство. Под рясой священника-иезуита билось сердце славянского патриота. Однако его планы были настолько далеки от
политической действительности, что проекты Крджанича не воспринимались всерьез. Сосланный царем в Тобольск, он пишет
«Политику», где предстает как оригинальный мыслитель. Он дает
глубокий анализ экономического положения России, ее торговли,
ремесла, земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения
государственной независимости. Крижанич создает настоящий
гимн просвещению и науке, выступает за создание школ, протестует
против засилья иностранцев. Он даже самому царю дает советы,
как следует управлять государством, говорит не только о правах, но
и об обязанностях правителя перед народом. Покинув Россию,
Крижанич на склоне лет включается в борьбу с Османской империей. Он погиб во время осады турками Вены в 1683 г. Крижанич
писал свои труды на своеобразном «всеславянском» языке, частично
им самим изобретенном. Он хотел быть понятным всем славянам,
видя в создании такого языка путь к единой славянской культуре
и единому государству.
Первые патриотические сочинения XVII—XVIII вв. главным
образом воспевали красоту и богатства родной страны. В Чехии
Богуслав Бальбин (1621-1688) написал сочинение «В защиту славянских языков, особенно чешского», в котором, кроме восхваления
природы Чехии и обычаев ее жителей, отстаивал права чешского
языка и сокрушался по поводу упадка некогда великого государства.
Он горестно восклицал: «О, бедная Чехия! Своими же преданная и
проданная! Никогда она так низко не падала».
В Венгерском королевстве прославился словак Матей Бел
(1684—1749)—крупнейший ученый своего времени, член многих
европейских научных обществ. Он занимался историей, экономикой, географией, этнографией, педагогикой; его называли «великим
украшением Венгрии». Главная его заслуга состояла в том, что
своими историко-географическими описаниями он пробуждал у
словаков национальное самосознание, развивал у них чувство
славянской общности и своего национального достоинства, что было
крайне необходимо словакам, сформировавшимся как народ в
условиях Венгерского государства.
В становлении самосознания у южных славян, находившихся
под турецким гнетом, огромную роль сыграл болгарин Паисий
Хилендарский (1722—1773) — автор знаменитой «Истории славяно-болгарской». Эта книга стала для болгар настольной. Огромными усилиями Паисия собраны буквально по крупицам — по старым рукописям и книгам — богатые сведения об истории болгарского народа. В противовес приверженцам греческой образованности, он выступил страстным защитником родного языка и национального достоинства. Он четко обозначит программу на будущее — развитие болгарского языка, борьба за независимость болгарского государства
и церкви, всеобщее книжное просвещение. Хотя в сочинени и
Паисия Хилендарского было немало черт, присущих средневековой литературе, оно явило собой новую эпоху и положило начало возрождению культурных и политических традиций болгарского народа.
Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. - М.: Интерпракс, 1994.