Библиотека > Культура Нового времени >
Феномен славянского барокко
Большинство славянских культур XVII — первой половины
XVIII в. охватил стиль европейского Барокко. В нем выразилось
ощущение новой эпохи: человек, поверженый в пучину бедности,
войн, разрушений, из-за этого скорбящий и не видящий опоры в
реальном мире, страстно устремляется к Богу. Этот порыв носит не
только личностный, но и внешне торжественный характер. Отсюда
необыкновенная пышность и эффектность этого стиля. Человек не
утратил прежние гуманистические ценности, но заблудился в мировых противоречиях, в лабиринте которых разум оказался плохим проводником. В барокко соеди нены духовное и телесное, порыв к
Богу с красивой мишурой украшений, страдание с праздничны, м
весельем. Стиль сложный, иногда нарочито уложенный, но яркий
и неповторимый. При дворах знати сложился свой, придворный
вариант барокко, которому присущи светскость, символичность,
выспренность и велеречивость.
В польской культуре барокко дало таких первоклассных поэтов, как Ян Анджей Морштын (1620—1693), Вацлав Потоцкий
(1625—1696), композитор Марцин Мельчевский (?—1651). В живописи появился особый вид портрета — «сарматский». Это реалистические и в то же время парадные изображения польской шлятвы,
считавшей себя потомками древних жителей Восточной Европы —
сарматов. Возникла даже особая «сарматская» мода в одежде и
прическах, подчеркивавшая мужественность во внешнем облике
шляхтича-воина и утонченную сдержанную роскошь у дам. Архитектура этого времени богата великолепными костелами и дворца
ми, самым знаменитым из которых стал королевский дворец в
Вилянове.
Барокко в Чехии прославили поэт и композитор Адам Михна
из Отрадовиц, архитекторы К. и К.И. Динценгоферы, скульпторы Ф.М. Брокоф, М. Браун, И.И. Платцер, живописцы К. Шкрета, П. Брандл, Я. Купецкий, композиторы Я.Д. Зеленка и Ф.К. Брикци.
Живопись Карела Шкреты (1610—1674) получила мировое признание. Его друг Б. Бальбин посвятил ему похвальное сочинение, где с
присущим ему патриотизмом восклицал: «Прага дала нам знаменитого, старым мастерам равного мужа, у нас рожденного, во всем свете
и дома известного и за искусство свое повсюду ценимого». Прага
украсилась необычайно великолепными храмами, изобилующими
скульптурой, росписями и богатой декоративной отделкой. Знать стала
строить дворцы во французском вкусе, некоторые из которых поражают сложной символикой своей планировки и оформления, включая
садово-парковую скульптуру (замок Троя в Праге, Куке).
Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. - М.: Интерпракс, 1994.