На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Культура Нового времени > Феномен славянского барокко

Большинство славянских культур XVII — первой половины XVIII в. охватил стиль европейского Барокко. В нем выразилось ощущение новой эпохи: человек, поверженый в пучину бедности, войн, разрушений, из-за этого скорбящий и не видящий опоры в реальном мире, страстно устремляется к Богу. Этот порыв носит не только личностный, но и внешне торжественный характер. Отсюда необыкновенная пышность и эффектность этого стиля. Человек не утратил прежние гуманистические ценности, но заблудился в мировых противоречиях, в лабиринте которых разум оказался плохим проводником. В барокко соеди нены духовное и телесное, порыв к Богу с красивой мишурой украшений, страдание с праздничны, м весельем. Стиль сложный, иногда нарочито уложенный, но яркий и неповторимый. При дворах знати сложился свой, придворный вариант барокко, которому присущи светскость, символичность, выспренность и велеречивость.

В польской культуре барокко дало таких первоклассных поэтов, как Ян Анджей Морштын (1620—1693), Вацлав Потоцкий (1625—1696), композитор Марцин Мельчевский (?—1651). В живописи появился особый вид портрета — «сарматский». Это реалистические и в то же время парадные изображения польской шлятвы, считавшей себя потомками древних жителей Восточной Европы — сарматов. Возникла даже особая «сарматская» мода в одежде и прическах, подчеркивавшая мужественность во внешнем облике шляхтича-воина и утонченную сдержанную роскошь у дам. Архитектура этого времени богата великолепными костелами и дворца ми, самым знаменитым из которых стал королевский дворец в Вилянове.

Барокко в Чехии прославили поэт и композитор Адам Михна из Отрадовиц, архитекторы К. и К.И. Динценгоферы, скульпторы Ф.М. Брокоф, М. Браун, И.И. Платцер, живописцы К. Шкрета, П. Брандл, Я. Купецкий, композиторы Я.Д. Зеленка и Ф.К. Брикци. Живопись Карела Шкреты (1610—1674) получила мировое признание. Его друг Б. Бальбин посвятил ему похвальное сочинение, где с присущим ему патриотизмом восклицал: «Прага дала нам знаменитого, старым мастерам равного мужа, у нас рожденного, во всем свете и дома известного и за искусство свое повсюду ценимого». Прага украсилась необычайно великолепными храмами, изобилующими скульптурой, росписями и богатой декоративной отделкой. Знать стала строить дворцы во французском вкусе, некоторые из которых поражают сложной символикой своей планировки и оформления, включая садово-парковую скульптуру (замок Троя в Праге, Куке).


Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. - М.: Интерпракс, 1994.





Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других