Библиотека > Культура Востока > Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура >
Глава 1. Месопотамия. Шумер. Аккад. Вавилония. Ассирия. Иран. Империя Александра Македонского. Государство Селевкидов. Парфянское царство. Рим. Византия. IV тысячелетие до н.э. - VII век.
Земли Месопотамии тянулись от гор Армении на севере до Персидского залива на юге и от сирийской степи на западе до иранских гор на востоке. Главные реки Месопотамии Тигр и Евфрат связывали Месопотамию с Малой Азией, Ираном, Сирией, древней Арменией.
Древнейшие племена на территории Месопотамии появились в эпоху позднего неолита, хотя наиболее известна стоянка людей древнекаменного века в пещере Шанидар, расположенной в Иракском Курдистане, хотя обычно первые люди в междуречье Тигра и Евфрата жили на искусственных земляных островах, созданных на болотистой месопо-тамской земле.
Долина Двуречья, или Месопотамия, — один из древнейших очагов цивилизации. Предгорные районы на севере Ирака заселены с палеолита. Более 5 тысяч лет назад жители Месопотамии уже имели письменность и занимались поливным земледелием. Это дает основание исследователям считать Месопотамию возможным районом зарождения человечества.
Ф.П. Пенкин. Иракская республика и ее вооруженные силы. М, 1977
Месопотамская низменность, лежащая в междуречье Тигра и Евфрата, считается одним из ранних очагов человеческой цивилизации. На месте слияния этих рек, в современном городе Эль-Курна, где, по преданию, находился библейский рай, туристам показывают дерево, под которым молился пророк Авраам, родившийся, согласно легенде, в 200 километрах отсюда, в городе Уре. Следы пребывания древнего человека на территории Ирака встречаются повсеместно.
О.М. Герасимов. Ирак. М, 1984
Среди стран Передней Азии наиболее удобной для широкого развития землевладельческого хозяйства была страна, лежащая между Тигром и Евфратом, которую древние греки называли Месопотамия (Междуречье). Эта страна тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами Западного Ирана.
Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. Тигр берет свое начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тыс. м над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой. Несмотря на то, что Тигр на 750 км короче Евфрата, он несет вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км. Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября. Русла обеих рек переместились в течение истекших пяти тысячелетий.
Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла Евфрата. Тигр также переместил свое русло. Его течение отклонилось к северо-востоку. Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше. Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны. Обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
В физико-географическом отношении в Ираке отчетливо выделяются три района.
1. Горная часть, занятая отрогами Армянского Тавра и Загроса. Высота гор с юга на север увеличивается с 500 до 2000 метров и на северо-востоке доходит до 2000 метров. Это — Иракский Курдистан.
2. Равнинная часть, лежащая по среднему течению Тигра и Евфрата, так называемая Верхняя Месопотамия, или Джазира («остров»). Это ровное плато, перерезанное невысокими горными хребтами Джебель-Синджар и Джебель-Хамрин и почти на всем протяжении покрытое песками и гравием. На западе, за Евфратом, оно переходит в такое же пустынное плато, являющееся частью Сирийской пустыни и пустыни Большой Нефуд.
3. Начинающаяся несколько севернее Багдада низменность Южной Месопотамии, или Арабского Ирака, образованная плодородными наносами обеих рек на месте занимавшего ее некогда Персидского залива. Тигр и Евфрат текут здесь медленно, в пологих берегах, образуя бесчисленные рукава и порой теряясь в болотах. Подле Гурны реки сливаются и образуют мощный поток Шатт-эль-Араб, впадающий в Персидский залив. Разливы Тигра и Евфрата, охватывающие огромные пространства, а также перемещения русла рек способствовали образованию в низменной части страны многочисленных болот и озер: Хаббания, на Евфрате — озера Бахр-и-Неджеф и Хаммар, болота Джезаир-Мунтефик, сливающиеся на востоке с болотами Хор-Амара, покрывающими правый берег Тигра. Весь Южный Ирак представляет собой огромное болотистое пространство. Обилие воды, столь редкое в других странах Передней Азии, здесь становится настоящим бедствием и требует проведения сложных мелиоративных работ.
Большая часть территории Ирака находится в зоне субтропического климата — с теплой зимой, сухим и теплым летом. В Багдаде сухой период продолджается 220 дней — с апреля по-ноябрь. В южной части Джазиры и Арабском Ираке климат тропический. Летние температуры здесь одни из самых высоких на земном шаре; в районе Басры не менее 120 дней в году держится температура свыше 39 градусов, а в отдельные дни доходит до 56 градусов. Лишь со второй половины октября температура начинает спадать, и ночи становятся прохладнее.
Б.М. Данциг. Ближний Восток. М, 1976
Первые государства на землях Месопотамии появились в IV тысячелетии до н.э. Примерно в это время было образовано Шумерское государство.
Одним из древнейших очагов цивилизации было междуречье Евфрата и Тигра. В его южной приморской части за 4 тысячи лет до н.э. шумеры основали несколько городов-государств, соорудили величественные каменные здания и создали оросительные системы. Они первые из цивилизованных народов пользовались изобретенным ими около ХХУШ века до н.э. слоговым письмом — клинописью на глиняных плитках. Свою родину шумеры называли «Калам» («Страна»), а ее жителей — санг-нгига («черноголовые»).
И.Л. Магидович, ВЛ. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М, 1982
Уже в IV тысячелетии до хр. э. на юге современного Ирака жило население, достигшее значительного уровня культурного развития. Шумеры (сумеры, сумерийцы) и жившие к северу от них семиты-аккадийцы создали разветвленную ирригационную систему в долинах Евфрата и Тигра; у них были сильно развиты ремесла и торговля. Шумеры изобрели слоговое письмо (клинопись), которое затем широко распространилось по всей Передней Азии.
Страны Ближнего и Среднего Востока. М, 1944
Подлинными создателями шумеро-аккадской культуры и государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей, а также семитские племена Аккада, родственные племенам сирийско-месопотамской степи. Раскопки последних двадцати лет на территории Месопотамии позволяют восстановить древнейшую, доисторическую стадию их культурной жизни. Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде.
Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти все четвертое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье. Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. В эту зпоху были приручены овца, коза и свинья и акклиматизирована полба — древнейшее зерновое растение Передней Азии. Земледельцы еще пользовались очень примитивными орудиями: мотыгами из рогового камня и серпами с кремневыми зубьями. Некоторого развития достигли керамика, ткацкое дело и обработка камня. Глиняные сосуды, сделанные из тонкой глины желтовато-зеленого цвета, покрывались раскрашенными узорами и украшались изображениями зверей, птиц и людей. Из камня выделывались различные орудия и оружие: топоры с отверстием для рукоятки, мотыги, ножи, наконечники булав и стрел.
В эту же эпоху появляются и первые металлические орудия, как, например, плоские топоры. С развитием металлургии начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы, как, например, зеркала и булавки. Так совершается крупнейший переворот в области техники, переход от камня к металлу, в данном случае к меди. Древнейшее оседлое население Эль-Обеида жило в маленьких хижинах, стены которых были построены из плетеного камыша, облепленного глиной. Однако при постройках уже начинает применяться кирпич. Так, внутри хижин были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. Тут же были обнаружены каменные косяки, служившие для деревянных дверей.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
В IV — начале II тысячелетия до н.э. на территории Шумера между реками Тигр и Евфрат возникли первые города-государства — Эриду, Ур, религиозный и культурный центр всех шумерских земель Ниппур, Ашшур, Лагаш, Урук, Умма.
В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вел постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Самым древним городом шумеры считали южный город Эреду, куда они, по преданию, переселились с острова Тильмун (современный Бахрейн) в Персидском заливе. Наряду с ним в древнейших документах упоминаются Сиппар на севере и Шуррупак на юге.
История древнего Востока. М, 1988
В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII века до н.э.) во главе города-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбиравшийся на эту должность. Помимо жреческих функций и управления храмовым административным аппаратом в круг его обязанностей входило руководство храмовым и городским строительством, сооружением оросительной сети и другими общественными работами, распоряжение имуществом общины и ее экономической жизнью. Иногда употреблялся термин «лугаль», который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «большой человек, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руководил действиями военных отрядов — основы будущей армии.
История древнего Востока. М, 1988
Одним из крупнейших культурных достижений шумеров было изобретение письменности в начале IV тысячелетия до н.э.
Как и все иные самобытно появившиеся у других древних народов системы письменности, шумерииская письменность первоначально возникла из рисунка. Позднее вместо всего предмета стали рисовать лишь его наиболее характерную часть, постепенно превращая рисунок в линейную схему. С течением времени необходимость применения скорописи в связи с особым способом начертания знаков на глиняных табличках приводит к еще большей схематизации знаков письменности и к выработке системы клинописи. Знаки, выжимавшиеся на мягкой глине, теряют свой прежний картинный облик и с течением времени принимают форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев.
Шумерииская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. Клинописью пользовались в древнем Аккаде, в Ассирии, в государстве хеттов, в Урарту, в Сирии и в древней Персии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
МИФ О ПОТОПЕ. Из эпоса о Гильгамеше
Гильгамеш ему говорит, Ут-напиштиму далекому: « . . .расскажи мне, как ты встал в собрании богов и обрел жизнь». Ут-напиштим ему говорит, Гильгамепгу: «Я хочу тебе открыть, Гильгамеш, сокровенное слово и тайну богов хочу тебе поведать. Шуриппак, город, который ты знаешь, который расположен на берегу Евфрата, город этот — древний, и боги в нем живут. Сердце великих богов привело их к тому, чтобы устроить потоп, среди них отец Ану, их советник, могучий Энлиль, их заступник Нинурта, их правитель Эннуги. Владыка премудрости Эа беседовал с ними и сообщил их решение тростниковой хижине: «Хижина, хижина! Стена, стена! Хижина, слушай! Стена, понимай! Человек из Шуррипака, сын Убара-туту, уничтожь дом, построй корабль, оставь богатство, ищи жизнь, возненавидь имущество, дай жить душе. Погрузи на корабль семена всех живых существ. Корабль, который ты построишь, пусть будут точны его размеры, пусть соответствуют друг другу его длина и ширина. Там, где океан, покрой его крышей.
Узнав это, я сказал Эа, моему владыке: «...Владыка! То, что ты сказал, я превозношу и сделаю, но что я отвечу городу, народу и старейшинам?» Эа раскрыл свои уста и заговорил, он сказал мне, рабу своему: «А ты так скажешь им: «Мне известно, что Энлиль возненавидел меня, и я не хочу жить в вашем городе; на почву Энлиля я не направлю свой взор. Я спущусь в океан и буду жить с Эа, моим владыкой. На вас он ниспошлет дождь изобилия и ... птиц логовище, рыб и ...богатство, урожай,... он ниспошлет вам пшеничный ливень».
Все, что имелось, я в нем погрузил; сколько было серебра, я в нем погрузил, сколько было золота, я в нем погрузил, сколько было, я его нагрузил семенами всех живых существ. Я поднял на борт корабля всю свою семью и своих родных, степную дичь и полевой скот; я поднял на борт корабля всех ремесленников.
Шамаш установил срок: «Когда ночью, при вечерней заре он изольет сокрушительный ливень, тогда войди в корабль и запри дверь». Этот срок наступил. Ночью, при вечерней заре, излился сокрушительный ливень. Я взглянул на вид урагана, было страшно смотреть на ураган. Я вошел внутрь корабля и запер свою дверь. Запирателю корабля, Пузур-Амурру, кормчему, я передал корабль вместе с его имуществом.
Как только занялась заря, черная туча с горизонта небес поднялась, из нее Адад загремел, Набу и Шарру идут впереди, идут представителю гор и долин, великий Ирра мачты срывает, идет Нинурта, встречных разгоняя, Ануннаки факелы несут, освещая их блеском страну. Ярость Адада достигает небес. Все светлое превратилось в мрак. Брат не видит . своего брата, на небесах не узнают людей. Боги испугались потопа, они отступили и поднялись на небеса Ану; боги, точно псы, присели на корточки, они лежали в горести. Иштар вопила, точно роженица, причитала прекрасноголосая владычица богов: «Прежний день в глину превратился, так как это я вымолила злое в собрании богов, на погибель моих людей я повелела сражение! Ведь я же сама своих людей родила, а они заполняют море, точно р; гоьи мальки!» Боги и Ануннаки плакали с нею, боги насытили плачем свои уста, там, где они сидели...
Шесть дней и семь ночей бушевал ветер, потоп; ураган истреблял страну. Когда наступил седьмой день, прекратился ураган, потоп, буря, которые сражались, точно войска. Успокоилось море, умолк ураган, потоп прекратился. Взглянул я на погоду — лежит тишина, а все человечество превратилось в глину; с морем долина сравнялась. Открыл я окно, и свет упал на мое лицо, я нагнулся, сел и заплакал, по моим щекам текли слезы. Посмотрел я на местность области моря ... выступил остров. На горе Нисир корабль стоит; гора Нисир держит корабль и не дает ему качаться... Когда наступил седьмой день, я вывел голубя и отпустил его; улетел голубь, покружился, места не было, и он вернулся. Я вывел ласточку и отпустил ее; улетела ласточка, покруяшлась, места не было, и она вернулась. Я вывел ворона и отпустил его, полетел ворон и увидел высыхание воды; он ел, пачкал, каркал и не вернулся. Я вышел на четыре ветра и совершил возлияние, и произвел воскурение на вершине горы.
Хрестоматия по истории древнего Востока. М, 1963
Типично шумерский город и, вероятно, большинство городов, созданных в позднейший период, состоял из трех частей. Прежде всего — из самого города, часто называемого по-аккадски libbi all или qabalti all — термины, которые в некоторых случаях относятся только к самой старой части города. Это была окруженная стеной территория, на которой находились храм или храмы, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Центр управления городов находился у «ворот» (в больших городах их было несколько), где происходили собрания горожан или собрания жителей данного квартала и отправлял свои обязанности градоправитель. К каждым «воротам» был приписан определенный квартал города. Далее шел «пригород», по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады, обеспечивающие город продуктами питания и сырьем. Мы не знаем, насколько далеко распространялись эти окраины, защищались ли они какими-нибудь вторыми стенами или только укрепленными аванпостами, упоминания о которых мы встречаем в нововавилонский период. Третьей частью города был район пристани (kar — в шумерском и kary — в аккадском). Он являлся центром коммерческой деятельности, в особенности той, которая была связана с внешней торговлей. Кагу был административно независим и имел собственный юридический статус, что было важно для горожан, которые вели там дела. В kary жили чужеземные торговцы; у них были свои лавки, а питались они в портовой таверне.
Хотя уровень благосостояния в обычном городе и был несколько выше прожиточного минимума, настоящее благополучие приходило в месопо-тамский город лишь тогда, когда там находился дворец победоносного царя.
А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. М, 1980
Между городами-государствами в Месопотамии постоянно шла борьба за политическую власть. Армия в этот период состояла из отрядов колесничих (в колесницы запрягались ослы или онагры), вооруженных копьями и дротиками, тяжеловооруженных пехотинцев-копейщиков в своеобразных «панцирях» (кожаных или войлочных плащах с металлическими бляхами), защищенных тяжелыми щитами в рост человека, легковооруженных пехотинцев с защитной перевязью через плечо, обшитой бляхами, с легкими копьями и боевыми топорами. Все воины имели шлемы и кинжалы. Армия была хорошо обученной и достигала нескольких тысяч человек (например, в Лагаше 5—6 тысяч).
История древнего Востока. М, 1988
На северных землях примерно к 2300 году до н.э. было создано государство Аккад, названное по имени древнего города, расположенного на левом берегу Евфрата, к северу от Вавилона (ныне Абу-Хабба).
После серии войн между южными и северными землями основатель Аккада Саргон I, правивший в 2369—2314 годах до н.э., подчинил себе Шумер и объединил большую часть Месопотамии. Аккад стал центром могущественного государства, в состав которого входили Двуречье, Элам, Сирия и Каппадокия.
После длительного периода междоусобных войн города Шумера в 2316 году до н.э. были объединены под властью Шаррумкена, слуги правителя Киша, по происхождению семита, вошедшего в историю под именем Саргона I, или Саргона Аккадского. Подчинив города северной части Междуречья, он предпринял около 2312 года до н.э.-первый военный поход к Верхнему морю заката, т.е. к Средиземному морю, для обеспечения безопасности караванных и речных путей и захвата богатств северных стран. Завоевав их, Саргон построил для себя новый город — Аккад (в 30 километрах к югу от Багдада) и сделал его своей столицей. Создав впервые в истории постоянное войско, он без особого труда разгромил города юга, разобщенные враждой и соперничеством, и достиг Персидского залива, где его воины совершили обряд омовения оружия.
И.Л. Магидович, В.И. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М, 1982
Саргон I был, очевидно, крупным политическим деятелем, воспоминание о котором прочно сохранилось и нашло свое отражение в цикле поэтических легенд. В одном таком сказании говорится о том, что Саргон был подкидышем. Его мать была бедной женщиной и не имела средств для его воспитания. Поэтому она положила ребенка в камышовую корзинку и скрыла ее на берегу Евфрата. Водонос Акки нашел младенца, воспитал его и сделал садовником. Богиня Иштар полюбила Саргона и сделала его царем Аккада. Таким образом, судя по этой легенде, Саргон насильственно захватил государственную власть, основал новую династию и поэтому, не имея возможности законным образом обосновать свои права на царский престол, объявил себя ставленником верховной богини Иштар. На это же стремление узаконить свою власть указывает и то имя, которое принял узурпатор, — имя Саргон (Шарру-кин), что означает «истинный царь». Царствие Саргона было временем не только образования, но также внутреннего и внешнего усиления Аккадского царства. При Саргоне была значительно расширена и усовершенствована ирригационная сеть, были проведены новые каналы. Объединение Шумера и Аккада дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему. С целью укрепления торговли была установлена единая система мер и веса, основанная отчасти на десятичной системе исчисления. В связи с развитием военной политики Саргон организовал постоянное войско, состоящее из 5400 воинов, которые «ежедневно перед ним кормятся». Это постоянное войско было ядром тех больших армий, которые находились в распоряжении Саргона и которые дали ему возможность осуществить ряд крупных завоеваний.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
Аккад стал крупнейшим торговым центром, экспортировавшим зерно и материю и ввозившим скот из Шумера, металлы из Малой Азии, лес из Финикии.
После гибели Саргона (он был предательски убит в 2261 году до н.э., после пятидесятипятилетнего царствования) его сыновья Римуш и Ма-ништусу продолжали расширять аккадские владения, подавляя восстания, которые начались почти во всех завоеванных странах.
Внук Саргона — Нарам-Суэн, во всех надписях именуемый «царь четырех стран света», продолжая дело, начатое дедом, большую часть жизни провел на войне (годы правления 2236—2200 до н.э.).
И.Л. Магидович, В.И. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М, 1982.
Нарам-Суэн, или Нарамсин, «победил 9 армий и 3 царей» и достиг Средиземного моря. Нарам-Суэн совершил поход на Элам, находившийся на территории юго-запад!юго Элама, и первый засвидетельствованный письменный международный договор о мире — «Враг Нарам-Суэна — также мой враг, друг Нарам Суэна — также мой друг» — был заключен правителем Аккадской империи и царем Элама.
Аккад был разгромлен при последнем царе из династии Саргона Шар-калишарри (2253—2230 годы до н.э.) горными племенами гутиев, вторгшихся с востока в Месопотамию — страна была предана огню и мечу.
Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягощено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
Гутии правили Шумером в течение 125 лет и были разгромлены в кровопролитной битве армией Утухэгаля, царя Урука. Месопотамия перешла под управление могущественных царей III династии Ура, древнейшего шумерского города. В 2007 году до н.э. войска последнего царя Ура Иби-сина были разбиты армиями Элама и Мари, сам Иби-син был уведен в рабство, и его государство перестало существовать.
III династия Ура (2118—2007 годы до н.э.)
После изгнания гутиев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Огромное количество надписей, сохранившихся от этого времени, дает яркое представление о хозяйственном, общественном и государственном строе этого времени, а также о внешней политике царей Ура. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботится о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Проводятся новые каналы, остатки которых сохранились до нашего времени близ Уммы. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. О государственном хозяйстве мы располагаем большим количеством данных благодаря хорошо сохранившимся многочисленным документам хозяйственной отчетности. Судя по этим документам, обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и в значительно меньшей степени при помощи труда свободных наемных работников. Очевидно, классовое расслоение достигло в это время значительных размеров. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля. Эти бедняки, для того чтобы прокормить свою семью, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, все более и более разоряясь, они с течением времени попадали в долговую кабалу или обращались в рабство. Яркую картину резкого классового расслоения дает один документ этого времени, в котором указываются размеры земельных владений различных лиц, живших в Лагаше. Так, верховный жрец имел 36 га земли, его помощник —18 га, заведующие хозяйством — по 15 га, в то время как мелкие землевладельцы имели лишь от 5/6 до 3/2 га земли.
Значительного развития достигают и другие виды сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, на что указывают соответствующие надписи. С развитием сельского хозяйства тесно связано и развитие ремесленного производства, что видно из ряда документов, содержащих отчеты о продукции больших ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились, и отчеты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Хозяйство в целом все еще сохраняло свой древний натуральный характер. Близ Ниппура был построен огромный склад, где хранились зерно, овощи, плоды и другие продукты, поступавшие в Ниппур-ский храм в качестве натуральных повинностей от населения. Однако наряду с этим все больше развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. До нас дошли отчеты лавок, которые торговали самыми разнообразными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли все чаще применяются весовые металлические деньги, главным образом в виде слитков серебра. Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Патэси, которые ранее были самостоятельными правителями маленьких, почти независимых государств, ныне превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэ-си были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные, финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, обломки которого сохранились до наших дней. Этот судебник устанавливает нормы семейного права, наследования и усыновления. Законодателя особенно интеуесуют вопросы аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов. Помимо того, сохранились статьи, жестоко каравшие строптивых рабов.
Очень много ценных сведений относительно хозяйственного и общественного строя Аккада после падения III династии Ура сохранилось в сборнике законов Билаламы, царя Эшнунны, роскошный дворец которого был раскопан на месте современного Тель-Асмара. Эти законы, относящиеся к XX веку до н. э., регулируют хозяйственную жизнь и взаимоотношения между свободными людьми, как богатыми рабовладельцами, так и менее зажиточными и возможно не всегда полноправными представителями средних слоев населения (мушкену), наконец, бедняками, продававшими свой труд, и рабами. Судя по некоторым статьям этого сборника законов, многие бедняки, очевидно, выходцы из сельских общин, поступали на работу к зажиточным земледельцам, причем законодатель устанавливал норму заработной платы, материальную ответственность наймита за невыполненную работу, а также количество прокорма, который выдавал ему хозяин.
Очевидно, многие обедневшие землевладельцы попадали в экономическую зависимость от богачей, которые давали им ссуды серебром и согласно статье 21 законов Билаламы имели право на получение в погашение ссуды во время жатвы определенного количества зерна и процентов по выданной ссуде. В тексте этого сборника законов Эшнунны упоминается «дворец», а также принадлежавшие ему рабыни, что указывает на существование крупного царского хозяйства, в котором эксплуатировался труд рабов. Больше того, царь активно вмешивался в торговую жизнь страны, устанавливая стоимость различных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. Особенно характерны статьи, свидетельствующие о довольно значительном развитии рабовладения в средней части Месопотамии, в частности в том государстве, центром которого была Эшнунна.
В статье 40 говорится о продаже раба, рабыни, быка или «иного ценного предмета», причем указывается, что если покупатель не может установить, т. е., вернее, указать продавца, то такого покупателя следует считать вором. Иными словами, в данном случае законодатель не делает различия между рабом, домашним животным и вообще имеющим стоимость предметом, предвосхищая норму позднейшего римского права «раб есть вещь». И в то же время закон требует строго установленной формы покупки раба, животного или предмета у определенного человека, для того чтобы установить законность сделки и правоспособность продавца. Особенно строго охраняет закон имущественные интересы, в первую очередь дворца и богачей-рабовладельцев, а затем просто свободных людей, владеющих тем или иным имуществом. Поэтому поимка человека на чужом поле или в чужом доме влечет за собой днем штраф, а ночью смертную казнь. Очень строго карался незаконный захват рабыни. Наконец, статьи семейного права фиксируют формы домашнего рабства, в частности обычай продавать дочь жениху за определенный выкуп.
Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединенной Месопотамии, цари III династии Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100— 2042 годы до н. э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, племен сумуру и лулубеев, вторгается в Элам, опустошает Аншан и оставляет там в качестве своего наместника шумерийского патэси. Укрепив свою власть на востоке, Шульги обращает свое оружие на север, завоевывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра. Наконец, Шульги проникает далеко на северо-запад, завоевывает Сирию и даже проникает в восточную часть Малой Азии, которая в те времена находилась под сильным влиянием Шумера и шумерийс-кой культуры. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада.
Внешним выражением силы царей Ура является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе божеские почести. В честь него строятся храмы, его статуе приносятся жертвы. В честь Гимиль-сина, обоготворенного царя Ура, совершались торжественные богослужения даже в далекой Эшнунне, расположенной на севере, в Аккаде, неподалеку от Диалы.
Однако господство Ура было недолговечным. Грозные тучи собрались на западе. Степные и кочевые племена аморитов все чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города Двуречья. Гимиль-син ведет с ними упорную борьбу и даже строит для защиты от их набегов «стену аморитов». Но ничто уже не может удержать их стремительного натиска. В борьбе с нашествиями аморитов, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно все больше и больше слабеет царство Ура. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. Сам Иби-син был уведен пленником в Мари. Так рушилось могущественное государство III династии Ура (2007 г. до н. э.), на развалинах которого образовались небольшие царства Исина и Ларсы. Однако господство Ура не прошло бесследно для многочисленных народов, населявших страны Передней Азии. Высокая и древняя шумерийс-кая культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерийский эпос о Гильгамеше был переведен на хеттский и хурритский языки. Шумероаккадским богам поклонялись в странах, населенных хурритами и хеттами. Памятники шумерийского искусства были обнаружены в развалинах Ашшура, древнейшей столицы Ассирии. Наконец, шумерийское право оказало сильное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким образом, культурное наследство древних шумерийцев было в значительной степени воспринято народами Передней Азии.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
Благодаря новейшим научным исследованиям, опирающимся на богатейший археологический материал, часто с иероглифическими и клинообразными надписями, расшифрованными после многолетних кропотливых трудов, — установлено в настоящее время с несомненностью, что первобытными очагами культурно-исторической жизни человечества являлись речные долины: 1) Нила (Египет); 2) Тигра и Евфрата (Вавилония или Месопотамия); 3) Инда и Ганга (Индия); 4) Хуанхе и Янцзы-Дзянь (Китай).
Географические условия, благоприятствовавшие культуре, в большей или меньшей степени имелись в этих местностях. В каждой из них река утучняла и удобряла почву, во всех долинах имелась природная защита — горы, моря, пустыни; каждая из них была ясно очерченным природными условиями «единством», в котором имелся и легкий путь внутреннего сообщения — река. Но эти факторы были развиты в отдельных долинах не одинаково, — и эти различия в развитии природных условий четырех колыбелей цивилизации дают нам ключи к пониманию особенностей их истории. Пустыня, непокоренная ирригационной системой, является, несомненно, серьезнейшим препятствием — барьером на пути человечества, покорившего моря и океаны.
Однако, на известной стадии культуры этот барьер, затруднявший сообщение, был не препятствием к прогрессу цивилизации, а, наоборот, преимуществом, помогавшим этому прогрессу. В самом деле, на заре цивилизации Месопотамии такой трудноодолимый барьер с запада держал в удалении сравнительно слабо развитые кочевые племена от цветущих центров страны и был вместе с горными рубежами, окружающими страну с востока и севера, одним из существеннейших условий ее прогресса.
В Египте пустыня и моря создали природную охрану, доходившую до абсолютной изоляции, так отозвавшейся неблагоприятно затем на дальнейшем прогрессе этой страны. Наоборот, в Месопотамии трудные прикрытия были далеко несовершенны и в кольце барьеров, окружавших Месопотамию, имелись бреши. Кроме того, области, находившиеся за пределами этого кольца (особенно к северу и востоку от него), были сравнительно плотно населены и, следовательно, в эти бреши постоянно заглядывали бесчисленные жадные взоры. И вот, хотя на первоначальных стадиях своего развития Месопотамия и была достаточно защищена географическими условиями, но, в конце концов, наступило время, когда через эти горы начали прорываться орды завоевателей, соблазненных богатствами плодородных долин и возможностью выхода к берегам Персидского залива, откуда открывалась вероятность проникнуть в неизвестные и загадочные в то время страны Среднего Востока. Начиная с 5000 лет до Р.Х., история долины Тигра и Евфрата становится историей народов, старавшихся захватить в свои руки эту богатую и плодородную область. Это существенное различие в степени природного прикрытия, имевшегося в Египте и Месопотамии, в значительной мере объясняет нам две характерные черты, которыми обитатели долины Тигра и Евфрата отличались от египтян. Во-первых, не имея возможности рассчитывать на такое совершенство природных укреплений, какое имелось у этих последних, вавилоняне и ассирияне развили у себя несравненно более высокую военную организацию и технику. А, во-вторых, имея под рукой способы легкого сообщения с окружающими народами, месопотамс-кая цивилизация, вначале так же основанная на земледелии, как и египетская, постепенно перешла к новой экономической базе, а именно к торговле. Разумеется, оба эти обстоятельства оказались добавочными стимулами к дальнейшему техническому и экономическому прогрессу. Таким образом, Египет, находясь в полной «безопасности», дошел до застоя, а Месопотамия, последовательно находившаяся под властью вавилонян, ассириян, мидян, персов, достигла величайшего расцвета.
Н. Корсун. Арабский Восток. Ирак. М, 1928
В начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии, на землях современного Ирака, появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Столицей этого могущественного государства стал город Вавилон — крупнейший политический, торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 годы до н.э.), выдающийся военачальник и дипломат, создал крупнейшее государство, объединившее под своей властью все Междуречье.
Древними географами Вавилонией называлась южная часть Месопотамии, простиравшаяся от Персидского залива до того места, где реки Евфрат и Тигр наиболее сближаются.
Это была в сущности небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и до 200 — в ширину, границы которой, с увеличением политического могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.
Н. Корсун. Арабский Восток. Ирак. М, 1928
Арабский историк X века Ибн аль-Факих ал-Хамадани писал о Южном Ираке: «Ал-Мадаини говорит: Ас-Савад состоит из 10 областей. Он простирается от Кадиссии до начала границы ал-Джабала, исключая Хулван. Ас-Савад занимает территорию от границ Мосула, простираясь вместе с рекой до морского побережья страны Аббадан восточнее Тигра. Это его длина. Что касается его ширины, то она отграничена ал-Джаба-лом от земли Хулван до окраины ал-Кадисии, соседствующей с землей ал-Узаиб. Это есть граница ас-Савада. На ас-Савад возложен харадж». Абу Машар говорит, что первыми в древние времена в Вавилоне поселились халдеи. Говорят также, что первый, кто его заселил и сделал процветающим, был Ной, да будет над ним мир. А именно, он поселился после потопа. Он и те, кто был вместе с ним, вышли из ковчега в поисках тепла. Они там обосновались, расплодились и после Ноя размножились. Правили там цари. Там они построили города и достигли их жилища Тигра и Евфрата, так что они достигли Тигра ниже Каскера и Евфрата за Куфой. Это то самое место, которое называют ас-Самадом.
Ибн алъ-Факих ал-Хамадани. Ас-Савад и Табаристан по Машхадской рукописи. Тбилиси, 1977
Месопотамия расположена почти в центре, где пересекались великие древние исторические пути Востока, пролегавшие со стороны полуостровов Малой Азии и Аравии, Кавказа, Ирана, Египта, Палестины и Сирии.
В результате разнородные национальности, переселившиеся от периферии Месопотамии к центру, при благоприятной обстановке для их интеллектуального и социального развития, несмотря на этнические контрасты, слились в одну нацию, доставившую Вавилонии и Ассирии очень долгое первенствующее положение в древней истории.
Насколько было велико превосходство и влияние цивилизации этих стран на окружающие области, усматривается из того, что многие народы «старого света» в своих представлениях помещают первых прародителей человечества в «эдеме» — в стране «двуречья».
На хорошо орошенной почве развивалась богатейшая растительность и баснословное плодородие страны поразило Геродота, воздержавшегося от подробного описания этого факта из опасения возбудить недоверие. Правители Вавилонии, расширяя пределы государства, с целью овладения теми или иными областями, через которые проходили мировые пути того времени, и важными для того времени «стратегическими пунктами», вместе с тем производили различные грандиознейшие работы, с помощью даровой и дешевой силы многочисленных армий военнопленных, переселявшихся целыми племенами в Вавилонию. О каторжном труде этой человеческой массы РОЗМОЖНО судить по изображениям, сохранившимся на многочисленных барельефах.
Главнейшими работами являлись сооружения по ирригации густо населенной Вавилонии.
Вместе с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей в стране развивались науки, расширялась сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток.
Древнейшие начинания астрономии и математики имели свой корень в Вавилонии, где господствовала система дуодецимальная, основной крупной единицей в которой было число 60, составлявшееся от умножения 12 (месяцев) на 5 (пальцев руки). В общем, современное деление времени, с его семидневной неделей, с часами, минутами — древнего вавилонского происхождения.
Даже алфавит европейских народов, по авторитетному мнению новейших исследователей, имеет свой источник в первобытных формах древневавилонского клинообразного письма. Здесь же в Вавилонии были впервые приручены домашние животные и положены первые зачатки земледелия.
Соседние с этим государством страны пребывали в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всей Западной Азии и Египте.
В общем, Месопотамия является фундаментом древнейшей передне-азиатской культуры, на основах которой зиждется большая часть нынешней западноевропейской образованности.
Н. Корсун. Арабский Восток. Ирак. М, 1928
В течение почти двух тысячелетий письменно засвидетельствованной вавилонской истории политическая власть в этой стране только дважды ненадолго достигла своего апогея. Это произошло, быть может не случайно, в начале и в самом конце огромного периода времени. Два знаменитых имени определяют эти моменты — аккадский царь Саргон (2316— 2261 годы до н.э.) и Навуходоносор II (605—562 годы до н.э.).
Однако наибольшее число документов, которыми мы располагаем, относится не к периодам правления этих царей, а к царствованию Хам-мурапи (1792—1750 годы до н.э.) и его непосредственных предшествен-,ников и наследников.
А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. М, 1980
Сохранился знаменитый кодекс законов царя Хаммурапи, начертанный клинописью на базальтовом столбе. «На верхней части столба изображен царь Хаммурапи, стоящий в торжественной позе перед богом солнца Шамашем, восседающим на троне. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.
Судебник состоит из трех частей: 1. Введение. 2. Собственно судебник. 3. Заключение. Во вступлении указывается на то, что издание кодекса имеет своей целью установление справедливости в стране. Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет свое величие, отмечает благодеяния, оказанные им стране. Средняя, основная часть судебника содержит перечень статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабеж), прав воинов. Отдельные статьи говорят о правах владения недвижимостью, о торговле, залоговом праве, семейном праве, членовредителтьстве, работе зодчих и кораблестроителей, найме рабочей силы и рабстве. В заключительной части царь перечисляет свои заслуги перед народом, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия на тех, кто не будет их соблюдать или решится их отменить».
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
Около 1750 года горные племена касситов с востока вторглись в Месопотамию и создали там Касситское государство, а через полтора столетия захватили Вавилон и шумерские земли, оставшись править там более 500 лет.
Изучение хронологии древней Месопотамии представляет большие трудности ввиду отсутствия определенной эры: то есть такой даты, от которой в те времена вели бы счет годам. В эту эпоху было принято обозначать годы по выдающимся событиям и, начиная от них, в течение некоторого времени считать годы. Так, например, в надписях, обнаруженных в Эшнунне, имеются такие неопределенные датировки: «год, когда Баббар и Ка-Ибаум были построены», или «год, когда амурру покорились».
Наиболее точные данные для фиксирования событий дают такие тексты, в которых упоминаются астрономические явления, поддающиеся датировке с математической точностью. Уже астрономы эллинистической эпохи, использовав вавилонские астрономические тексты, установили, что вавилонский царь Набонасар начал царствовать в 747 году до н.э.
Для уточнения хронологии всех стран Двуречья следует не только установить отдельные даты и одновременность различных событий, то также определить последовательность царствования всех царей в каждом государстве и по мере возможности точное количество лет царствования каждого из них. Но все же не следует забывать, что многие из различных хронологических построений, в особенности относящиеся к древнейшему периоду, все еще являются предположительными.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
В начале II тысячелетия до н.э. на севере Месопотамии образовалось государство Ассирия, занимавшее земли вдоль верхнего течения Тигра.
В IX веке до н.э. была создана обширная Ассирийская держава. Она включала всю Месопотамию, Сирию, Иудею и одно время Египет. Столицей ее была Ниневия на Тигре.
Б.М. Данциг. Ирак. М, 1955
На юге Месопотамии существовал ряд городов-государств, создавались их объединения; на рубеже III и II тысячелетий до хр.э. образовалось крупное централизованное рабовладельческое государство со столицей Вавилоном, позднее в северной Месопотамии — другое государство Ассирия. Своей культурой (начатки математики, астрономические наблюдения, давшие возможность выработать основы принятого и поныне солнечного календаря», религиозные представления, мифы и легенды) обитатели древней Месопотамии оказали огромное влияние на многие народы, в том числе на евреев, греков и римлян. Ценнейшим памятником общественных отношений в древней Вавилонии является кодекс законов царя Хаммурапи (XXI век до хр.э.). В дальнейшем вся Месопотамия вошла в состав Ассирийского царства, достигшего особенно большого могущества в IX—VII веках до хр.э. В течение многих столетий земледельческая и торговая Месопотамия была одной из богатейших стран Передней Азии.
Страны Ближнего и Среднего Востока. М, 1944
Древнейшую историю Ассирии ввиду недостатка документов подробно восстановить не представляется возможным. Поздняя историческая традиция считала древнейшим предком ассирийских царей легендарного Энлиль-бани. Судя по древнейшим ассирийским надписям, правители города Ашшура в XXII—XXI веке до н.э. находились под властью царей из III династии Ура. Весьма возможно, что некоторым из них удалось освободиться от иноземного гнета.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
Первое возвышение Ассирии началось в XIV веке до н.э.
Крупнейшим успехом ассирийцев были захват и разграбление Вавилона, но полную победу одержать над ним не удалось.
Путем проведения ежегодных походов ассирийским царям, начиная от Арикденили, удалось создать ряд более или менее эфемерных империй. Они часто внезапно распадались — обычно со смертью царя-завоевателя, но завоевания возобновлялись, и они расширялись снова и снова, а их организация становилась более тщательной. Способность быстро восстанавливать свои силы и увеличивать свою мощь следует считать столь же типично ассирийской чертой, как и удивительную нестабильность структуры управления.
А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. М, 1980
Второе возвышение Ассирии произошло в IX веке до н.э.
Ассирийская армия состояла из нескольких родов войск. Пехота среди них была самой большой по численности. Она делилась на тяжело и легковооруженную. Тяжеловооруженные воины сражались копьями и мечами, легковооруженные были лучниками, пращниками и метателями дротиков. Конница стала применяться, видимо, с IX века до н.э. Она также делилась на тяжело и легковооруженную. Ударную силу ассирийской армии составляли колесницы. В колесницу обычно впрягалась четверка (квадрига) коней, иногда два коня, а третий, запасной, привязывался сбоку. В колеснице могли находиться двое: возничий и лучник, но мог быть экипаж и из четырех человек, если к ним присоединялись еще два щитоносца.
История древнего Востока. М, 1988
В середине VIII века до н.э. Ассирия снова усиливается. Тиглатпала-сар III (745—727 годы до н.э.) возобновляет традиционную завоевательную политику своих предшественников периода первого и второго возвышения Ассирии. Новое усиление Ассирии привело к образованию великой Ассирийской державы, претендующей на объединение всего древневосточного мира в рамках единой мировой деспотии.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
В 729 году до н.э. Ассирия завоевала Вавилон.
САРГОНИДЫ, последние ассирийские цари от Саргона II (721—705 годы до н.э.), в 709 году завоевавшего Вавилон (далее Синаххериб, Асар-хаддон и Ашшурбанипал), до гибели Ассирийской империи.
Ассирийский царь Асархаддон (680—669 годы до н.э.), ставший верховным правителем в стране после таинственного убийства его отца Си-наххериба и борьбы со своими братьями, захватил Египет и присоединил его к Ассирии.
Ассирия прекратила свое существовр яие в конце VII века.
Последний великий царь Ассирии Ашшурбанипал (668—627 годы до н.э.) в результате гражданской войны разгромил своего брата Шамаш-шум-укина, которого их отец назначил царем Вавилонии. Какие-либо исторические источники последних десяти лет его царствования отсутствуют, и конец существования великой Ассирии после пятисотлетних успехов остается «белым пятном» для исследователей.
Вскоре после смерти Ашшурбанипала (626 год до н.э.) объединенные силы Мидии и Вавилона обрушились на Ассирию и разгромили ассирийскую армию. В 612 году пала Ниневия. В 605 году до н.э. рухнула вся Ассирийская держава под ударами своих врагов. В битве при Кархемыше последние ассирийские отряды были разбиты вавилонскими войсками.
В.И. Авдиев. История древнего Востока. М, 1953
После падения Ассирии на Ближнем Востоке осталось три могущественных государства — Мидия, Вавилония и Египет. В 605 году до н.э. царем Вавилонии стал Навуходоносор И.
При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстояниии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.
История древнего Востока. М, 1988
При Навуходоносоре II (604—561 годы до н.э.) Вавилон превратился в богатый и многолюдный город. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников. При Навуходоносоре воздвигнута Мидийская стена, тянувшаяся от Евфрата до Тигра, построены прославленные террасы (так называемые висячие сады Семирамиды).
Б.М. Данциг. Ирак. М, 1955
После падения Ассирии в конце VII века до хр.э. гегемония перешла к Нововавилонскому (Халдейскому) царству, которое во 2-й половине VI века до хр.э. было завоевано персидским царем Киром, и Месопотамия, вошла в состав огромного Персидского царства Ахеменидов.
Страны Ближнего и Среднего Востока. М, 1944
В 550—538 годах до н.э. представитель династии Ахеменидов, правившей в Иране с середины VI века до н.э. до 331 года до н.э., царь Кир II завоевал Вавилонию и Ассирию и включил их с состав Персии, ставшей громадной империей, земли которой простирались от Анатолии до Сирии. Его сын Камбиз II захватил Кипр и Египет, а Дарий I (522—486 годы до н.э.) присоединил к империи Индию и Ливию.
ПЕРСИЯ, часть Ирана; империя, основанная в XI веке до н.э. царем Киром из династии Ахеменидов, который подчинил себе Мидию, Лидию и Вавилонию, после чего Камбиз завоевал Египет, а Дарий — часть Балканского полуострова. Во второй половине IV века до н.э. Персия завоевана Александром Македонским; позднее на территории Ирана возникло Парфянское царство, снова сменившееся Персией.
ШАХ, титул монарха на Востоке.
ШАХИНШАХ (царь царей), титул монарха Персии.
В 331 году до хр.э. Месопотамия была завоевана Александром Македонским. В период распадения монархии Александра Селевк в 312 году до хр.э. захватил Вавилон, и Месопотамия вошла в состав обширного государства Селевкидов, а во II веке до хр.э. была завоевана парфянами.
Страны Ближнего и Среднего Востока. М, 1944
В 30-х годах IV века до н.э. Месопотамия вошла в империю Александра Македонского, а после ее распада — в состав государства Селевкидов, созданного Селевком Никатором (312—280 годы до н.э.).
СЕЛЕВКИДЫ, династия, основанная сподвижником Александра Македонского Селевком I Никатором, убитым в 281 году до н.э., и правившая на Ближнем Востоке. Исторические источники, касающиеся этого государства, очень немногочисленны.
С 250 года до н.э. Месопотамия вошла в состав государства парфянской династии Аршакидов, захватившей Междуречье при царе Митри-дате I (около 171—139 годы до н.э.) и правившей там до 224 года до н.э. из своей столицы Ктесифона, находившегося недалеко от современного Багдада.
В III веке н.э. Южная Месопотамия вошла в персидское государство Сасанидов, а Северная — стала ареной длительной борьбы между Ираном, Парфией и Римом, позднее — между Ираном и Византией.
САСАНИДЫ, иранская династия, сменившая парфянскую династию Аршакидов и более трехсот лет (224—651 годы) правившая в Месопотамии.
Много народов прошло через Месопотамию, и большинство из них оставили после себя письменные памятники. С момента, когда лингвистическая принадлежность обитателей Месопотамии становится ясной, и до конца политической независимости страны наиболее постоянными обитателями на юге считают шумеров, вавилонян и халдеев, а на севере и западе — ассирийцев, хурритов и арамеев. Мы располагаем письменными свидетельствами о завоевателях, которым удавалось обосноваться в отдельных районах Месопотамии. Эти записи весьма различны по своему характеру: от списка слов или даже отдельных слов или списка собственных имен до разнообразного собрания литературных памятников. Среди этих племен можно упомянуть кутиев, западных семитов (амореев), кас-ситов, эламитов и хеттов. Эламиты и хетты совершали на Месопотамию краткие набеги; должны были существовать и другие народы, след которых сохранился в многочисленных древних (до конца II тысячелетия до н.э.) именах собственных; этимология их не восходит ни к шумерскому, ни к одному из семитских диалектов.
Когда, после завоевания Ниневии индийцами (612 год до н.э.) и Вавилона персами (539 год до н.э.), политической независимости Месопотамии настал конец, последующая история этого региона развивалась по той же схеме. Александр Македонский покорил Вавилонию, в то время сатрапию Персидской империи Ахеменидов; парфяне, спустившиеся с Иранского плоскогорья, положили конец правлению преемников Александра — Селевкидов, сделавших своей столицей Селевкию на Тигре. Через пятьсот лет парфяне, в свою очередь, были побеждены персами, которыми правила династия Сасанидов.
А. Лео Оппенхейм. Древняя Месопотамия. М, 1980
РИМ, город на реке Тибре, столица Италии. Играл громадную роль во всемирной истории, заслужив за это название «вечного города», основанного в 753 году до н.э. Рим стал столицей громадной империи; в 455 году взят и разграблен вандалами; с середины VIII века до 1870 года в Риме существовала светская власть пап. Рим расположен на семи холмах — Капитолийском, Палатинском, Квиринальском, Авентинском, Виминальском, Эсквилинском и Делийском.
РИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО, по преданию было основано в 753 году до н.э., сначала как город-государство, управлявшееся до 510 года царями, потом превратившееся в республику. В середине IV века до н.э. Рим, стоявший во главе латинского союза, начал подчинение себе других частей Италии, которая и была вся в его власти к середине III века. Вскоре начались войны Рима с Карфагеном, во время которых Рим начал распространять свою власть и вне Италии, пока не сделался главой великой державы, превратившей Средиземное море в римское озеро. ВI веке до н.э. в Риме была установлена личная власть, Римское государство из республики превратилось в империю. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую), просуществовавшую до 1453 года, и западную, распавшуюся в 476 году.
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, образована в 395 году из восточной половины распавшейся Римской империи; занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе — Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию. Просуществовала до 1453 года.