<----- Вернуться на главную страницу библиотеки
Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) -
первый гигантский архитектурный
памятник Древнего Египта. Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром
погребального ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков
ступенчатая пирамида высотой
шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрёл
способ кладки из тёсаного камня.
Египтяне обожествили архитектора
и почитали его как сына бога Птаха — создателя Вселенной, покровителя искусств и ремёсел.
В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют
«матерью египетских пирамид»,
отражены три основных принципа
возведения подобных сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование
именно камня как строительного
материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах
фараонов IV династии.
На западном берегу Нила (ныне
в Гизе, около Каира) возвышаются
грандиозные пирамиды фараонов
IV династии: Хуфу (греки называли
его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен),
Менкаура (греч. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они
сохранились на вершине пирамиды
Хефрена). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани
образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них -
пирамида Хеопса — построена в
XXVII в. до н. э. Её создатель — племянник фараона Хемиун. Пирамида (высотой около ста сорока семи
метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из
блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести.
Необъяснима даже в наше время та
невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и
ставились один на другой. Зазоры
между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне
пирамиды Хеопса неприметный
вход ведёт в тесный, а затем более
просторный коридор. Пройдя по
ним, можно попасть в маленькую,тщательно скрытую в глубине
пирамиды погребальную камеру с
гранитным, давно опустошённым
саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который
способствовал сохранению мумии
фараона.
Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший
христианский храм Европы — собор Святого Петра в Риме, кажутся
карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза
превосходит по ширине Красную
площадь в Москве.
Все сведения, факты, цифры, домыслы отступают на второй план
при непосредственной встрече с
пирамидами. Один из спутников
Наполеона в его египетском походе
1798— 1799 гг. французский учёный
Франсуа Жомар записал: «...когда вы
подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и
сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемые
величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не
может его охватить, мысль с трудом
может объять его...».
Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного погребального ансамбля — с поминальными храмами фараона и
маленькими пирамидами царских
родственников и приближённых,
которые и после смерти правителя
должны были находиться рядом с
ним. В архитектурный ансамбль
входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной пятьдесят семь
и высотой двадцать метров — вырубленное в основной своей части
из скалы изображение льва с человеческим лицом. Уже в глубокой
древности сфинкса засыпали пески.
Молодой царевич, будущий фараон
Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в
его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос IV исполнил эту
просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью,
повествующей об этом событии.
Плита существует и поныне.
Судя по описаниям и гравюрам
европейских художников, в начале
XIX столетия снова были видны
только голова и плечи сфинкса. Его
лицо, обезображенное солдатами
наполеоновской армии, лишилось
носа (величина которого достигала
роста среднего человека). После
того как вновь произвели раскопки,
открылись могучее львиное тело и
вытянутые вперёд когтистые лапы
сфинкса. Его широкое скуластое
лицо (некогда окрашенное в красный цвет), возможно имеющее
портретное сходство с фараоном
Хефреном, непроницаемо и строго,
глаза обращены на восток. Арабы
называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной
силы, а не страха.