Библиотека > Управление культурными процессами >
Культурная политика
Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной
жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство
культуры было лишь одним из частных исполнителей
этой политики. Сейчас культурная политика в России
сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному
делу и т. п.
Разумеется, под культурной жизнью и культурой
вообще в данном случае имеется в виду гораздо более
частный сегмент общественной практики, нежели это
трактуется наукой и даже в массовом общественном
сознании. Например, в функции культурной политики
практически не входят задачи общей социокультурной
регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов,
общекультурные проблемы образования и вопросы
формирования культурной компетентности личности
(за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского
плана), работа со сферой религии, книгоиздательское
дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой
как культурная политика, относят:
— систему поиска, взятия на охрану, реставрации,
накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и
отечественного культурного наследия, обладающих
неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла,
исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);
— систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений,
их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных
выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве,
профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным
коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);
— систему выстраивания разнообразных форм
организованного досуга людей (клубная, кружковая и
культурно-просветительская работа как общего, так и
специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и
мероприятий, «культурно-просветительский» туризм
по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.;
одним из активно развивающихся направлений этой
функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);
— популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;
— международное и межнациональное культурное
сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.
Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной
власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными
органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние
сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным
задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения
культурного наследия, являются библиотеки, архивы,
разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения,
архитектурные, художественные и реставрационные
мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и
высшие учебные заведения художественного профиля
и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура,
кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь
клубы и кружки, просветительские общества, а также
некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически
деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными
управленческими органами культуры. Определенную
роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и
искусства.
Независимо от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной
политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народных традиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции
социального опыта (в данном случае воплощенного
в комплексе объектов культурного наследия).
Представляется принципиально важным, чтобы
культурная политика не отрывалась от основных направлений общесоциальной политики государства,
работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики — трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной
престижности, т. е. пропаганда норм социальной
адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.