Библиотека > Первобытная культура >
Зарождение архитектуры
Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенно нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре.
Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы
начали сразу в двух направлениях — с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли
на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие — на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных
храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить
такие крупные инженерные проекты, как, например,
большие ирригационные системы Древнего Египта.
Самой ранней формой человеческого жилья служили
стоянки — временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам
охотников каменного века пришли поселения (селища)
земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или
деревянным забором). Позже крепость и городище, как
два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много
их было в средневековье). Несколько позже — в период древневосточных цивилизаций — архитектурная
организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.
Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии.
Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80—100 тыс.
лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской
культуры. Так в археологии именуется позднейшая
культура раннего палеолита в Европе, Южной Азии,
Африке (получила название по пещере Ле-Мустье во
Франции).
Обряды погребения отражали двойственное стремление — удалить, обезвредить умершего и проявить
заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями,
кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего
инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др.
Из этого можно сделать вывод, что неандертальцы предполагают наличие абстрактного мышления,
неандерталец должен был обладать также способностью выражать свои мысли при помощи примитивного
языка.
На более высокий уровень культура погребений
поднялась у кроманьонцев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и
искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных,
сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое
положение, так что колени почти касались подбородка.
Обряды погребения зависели от общественного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов), религиозных представлений и др. Погребение
иногда сопровождалось или завершалось поминками,
тризной. В современную эпоху практикуются кремация и захоронение в землю (ингумация).
В архитектурном плане погребения делятся на два
основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Древнейшие
курганы датируются IV—III тыс. до н. э., позднейшие — XIV—XV веками н. э. Распространенные
практически во всех странах мира, они бывают
одиночные или располагаются группами, иногда до
нескольких тысяч курганов.
Мегалиты (от мега... и ...лит) — культовые сооружения III—II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб.
Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной
Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи.
В археологии получили известность курганы Ямной культуры, обнаруженные в степях Восточной
Европы, в частности в Приднепровье, и относящиеся к эпохе энеолита (2-я половина III — начало II тысячелетия до н. э.). Она названа так по
устройству могильных ям под курганами. Размеры ямных курганов очень внушительны. Диаметр
их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.
Вдобавок ко всему над курганами возвышаются
еще каменные бабы — каменные изваяния человека (воинов, женщин), простоявшие четыре с
лишним тысячи лет.
Ученые так и не решили, кого изображают каменные бабы — бога или человека. Но несомненно, что в
III тысячелетии до н. э. в монументальном искусстве
появляется образ человека. На протяжении эпохи
бронзы он занимает в искусстве все большее место.
Если в каменном веке зверей изображали чаще, чем
людей, то в бронзовом соотношение обратное. Так, в
III—II тысячелетиях до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество великих анималистов каменного века. В центр внимания мирового искусства все настойчивее выходит человек.