Библиотека > Проблемы культуры >
Культура и образование: соотношение понятий и терминов
Образование - одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства сообщества и повышения потенциала его адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития. Основные социокультурные функции образования:
- социализация и инкультурация личности посредством трансляции фрагментов общего и специализированного социального опыта, накопленного человечеством в целом и собственно сообществом в частности;
- введение человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу
Процессы инкультурации личности, усвоение ее норм и ценностей, регулируют коллективную жизнедеятельность членов сообщества и поддерживают необходимый уровень социальной консолидированности людей, ведут к непосредственному социальному воспроизведению сообщества как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения определенной социальной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сообщества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментов и т.д.
Образование традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), причем на более низких уровнях образования доминирует решение задач общего образования (просвещение), а по мере повышения уровня начинают преобладать функции специализированного обучения.
Общее образование преследует в основном цели инкультурации, и потому оно так тесно связано с задачей воспитания. По существу различие между этими 2 видами формирования личности заключается в том, что в процессе воспитания человек усваивает нормы, правила и ценности обыденного поведения и сознания и взаимодействует с другими людьми на примере ситуации актуального для него повседневного образа жизни (быта), в процессе же общего образования он усваивает в принципе тоже самое, но на более обширном и универсальном материале исторического опыта жизнедеятельности человечества (или собственного сообщества), преподносимом гражданам историей, философией, религией, литературой, историей искусства, политологией, правоведением и т.д. Помимо норм и ценностей социального общежития значимое место в процессе общего образования занимает изучение основ общенаучных знаний об окружающем мире (математика, физика, химия, биология, география), а также основные средства общесоциальной коммуникации (родной и иностранный языки, информатика), норм и правил осуществления этой коммуникации. Инкультурация индивида в процессе воспитания и общего образования формирует его в качестве "продукта" культуры данного сообщества, закладывает в его память оценочные и поведенческие стереотипы и навыки, культурные образцы уже в готовом виде, а также воспитывает в нем " потребителя" культуры, обучает получать, использовать и интерпретировать эти культурные образцы в русле норм, правил, традиций культуры сообщества, т.е. формирует личность социально адекватную актуальным потребностям этого сообщества.
Совершенно иные социокультурные цели преследует специализированное образование. Здесь речь идет о подготовке не "продукта", и не "потребителя" культуры, а ее "исполнителя" (профильного воспроизводителя - интерпретатора актуальных культурных форм) и "творца" (разработчика новых форм). Такого рода обучение осуществляется в специализированных областях социальной практики, квалифицированными представителями узкопрофилированных профессий, специальностей и специализаций. Освоение этих ролевых функций связано с процессом социализации - введением в действующую систему разделения труда, усвоением специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности (и в том числе творческой, инновативной) в избранной сфере. Этому посвящено профессиональное образование - среднее специальное, высшее профильное, послевузовское повышение квалификации. При этом важны не только фундаментальные и прикладные знания и умения по предмету, но и принципы соответствующие профессиональной культуре - критерии социальной приемлемости форм осуществления данной деятельности (по их социальной цене и последствиям), этика отношения к труду и профессиональному взаимодействию, реалистичные статусные притязания, традиции, атрибутика престижности и иные ролевые признаки специалиста в этой области, т.е. полноценное интегрирование не только в производство, но и в социально-функциональную страту (профессиональную культурную общность) производителей.