Библиотека > Проблемы культуры >
Экология культуры
В культурологии уже давно зафиксировано, что непосредственный источник забот,
тревог и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом, не в среде обитания,
а в дисгармонии между потребностями, способами и возможностями их удовлетворения.
И потребности часто оказываются недостаточно культурными, и способы их удовлетворения
бывают мало культурными и просто варварскими, и возможности удовлетворения стихийно
растущих потребностей небезграничны. В конечном счете обнаруживается, что
социокультурные программы постоянно завышены и не имеют естественных тормозов,
а в своей биологии человек намертво привязан к природе и биологическое в человеке
не выдерживает социокультурных капризов и прихотей. И тогда становится ясно,
что эти капризы и прихоти - выражение не культуры, а малокультурности людей,
их социального эгоизма и исторической ограниченности. И вся тяжесть борьбы за
будущее общества таким образом переносится в сферу субъективного. В настоящее
время эта борьба разворачивается по линии формирования экологического сознания,
разработки экологических принципов управления современной цивилизацией и ревизии
культурных ценностей в соответствии с рекомендациями экологической науки, оптимизации
культурных ценностей под воздействием экологического кризиса.
Экология - наука, изучающая связи между живыми существами и окружающей
средой. Ее интересует эволюция экосистем и биосферы в целом. С сер. 20-х гг. XX в.
она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых организмов.
А в конце XX в. складывается и социальная экология, изучающая закономерности
взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны.
Одним из ее разделов стала экологическая этика, значение которой для культурного
развития человечества непрерывно возрастает.
Как наука экология опирается на ряд понятий. Среди этих понятий ведущее
место занимает биосфера. Биосфера - это область активной жизни, включающая в себя как
живые организмы, так и среду их обитания. Биоценоз - совокупность растений, животных и
микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся
определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды.
Непременным участником биосферы и биоценоза является человек.
Выделившись из природы, человек создал собственный мир, называемый социосферой, в
которую входят как техносфера, так и общественные отношения и духовные ценности.
Но он не утратил, да и не мог утратить, своей связи с природой. Это фиксируется в
понятии антропосфера, включающем в себя созданную людьми технику домашних животных и
культурные растения.
Формирование культуры связано с земледелием. Обрабатывая землю,
окультуривая растения и получая урожай, человек невольно противопоставлял себя
природе и оценивал свою деятельность и ее результаты как культуру. Но уже в древности
обнаружилось, что культура каждого народа, развиваясь традиционно, соответствует ландшафту,
природному региону проживания этноса. Привнесение в нее чуждых традиций опасно для
ландшафта. Вот как Л.Н. Гумилев описывает последствия экспериментирования захвативших
Месопотамию правителей. В 582 г. до н.э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом
женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с ней в Вавилон прибыла свита из образованных
египтян. Нитокрис предложила мужу, не без консультации со своими приближенными,
построить канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял предложение
царицы-египтянки, и канал был сооружен. Если бы царем был местный житель,
он понял бы, какие губительные последствия несет непродуманная мелиорация,
либо посоветовался с земляками и отказался от проекта. Но царь был халдей,
войско составляли арабы, советники были евреи. В результате земледелие было подорвано.
Евфрат утратил нужную способность к самоочищению, аллювий оседал в оросительных каналах.
К тому же начался быстрый процесс засоления почвы.
То, что в древности было неудачами отдельных народов, в наше время стало
трагедией мировой цивилизации. Научно-технический прогресс привел к тому, что в XX в.
вся биосфера оказалась вовлеченной в жизнедеятельность человека и на планете вдобавок к
геологическому и биологическому факторам сложился сравнимый с ними антропогенный.
Антропогенный круговорот вещества и энергии навис Дамокловым мечом над механизмами
естественной саморегуляции биосферы. Мировая цивилизация обнаружила свои слабости,
свою неадекватность природе Земли.
Экологическая культура на нашей планете складывается в определенной
степени как противовес культу техники, сформировавшемуся в европейских странах.
Дорст - один из инициаторов экологического направления в христианской культуре -
предостерегает: "Мы живем в эпоху техники, когда гуманитарий уступил место технократу,
когда цивилизация человека постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, которые,
быть может, поглотят нас когда-нибудь, совсем как в романе какого-нибудь писателя фантаста".
Итак, культ биосферы, жизни и человека в противовес культу техники. Вот первый принцип
экологической культуры. Второй фундаментальный принцип экологической культуры - это защита
человека как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника, защита человека от него
самого и его физико-технических теорий, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического
содержания.
Экологическая культура подчеркивает ограниченность человека. Даже если он и
создаст экологическую цивилизацию в противовес технической и сможет на определенный период
времени в определенной степени гармонизировать свои взаимоотношения с природой, он остается
зависимым от природы, от ее фундаментальных, космических сил.