Библиотека > Религиоведение >
Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа
Значительный вклад религии в формирование общественных отношений был отмечен еще в работах М.Вебера [1].Однако помимо описанного Вебером воздействия можно отметить существование более тонких механизмов влияния религии на общественную жизнь и культуру. Они реализуются через непосредственное воздействие религиозных ритуалов на психику человека и, прежде всего, на его бессознательную сферу. Действительно, одной из наиболее значительных функций любой религии, начиная от первобытных и заканчивая новейшими неорелигиозными системами, является ритуальное «сопровождение» человека на различных этапах его жизни. Такое «сопровождение» включает совершение всевозможных ритуалов перехода, инициаций, посвятительных ритуалов и т.д. Особенностью этих ритуалов является наличие в них выраженного воздействия на психику проходящего через них человека со стороны совершающих подобные ритуалы служителей культа, причем подобное воздействие может не только переструктурировать имеющиеся внутрипсихические напряжения, но и вызвать дополнительное невротическое напряжение.
Отметим, что роль религии в индуцировании невротического напряжения была отмечена В.Райхом [2]. Основываясь преимущественно на материале христианства, Райх сделал вывод о том, что религия повышает уровень невротизма человека, накладывая запрет на свободную реализацию своих сексуальных потребностей, а затем канализирует возникающе напряжение предоставляя возможность символического удовлетворения или отреагирования таких потребностей. Действительно, в истории человечества невозможно найти ни одной религии не содержавшей бы системы сексуальных табу или ограничений. Однако, признавая правоту Райха, можно добавить, что большинство религиозных систем блокируют не только сексуальную, но и другие базовые потребности человека.
Помимо задачи формирования социотипа, перед религиозными системами стояла и задача его поддержания, т.е. поддержания психики человека в привычном состоянии, своевременном освобождении его от излишних невротических напряжений. Данная задача роднит религию и психотерапию, поскольку несмотря на значительные расхождения в психотерапевтических представлениях о психике человека, равно как и методах подобного воздействия, можно заметить, что цель всех видов психотерапии - повысить уровень психологической адаптируемости человека к текущим социальным условиям.
Таким образом, перед любой религией стоят задачи формирования социально одобряемого набора невротических напряжений в процессе становления личности и поддержания его в зрелом возрасте.
Указанные задачи решались методом сакрализации процесса воспитания, добавлением в этот процесс специальных психотехник, формирующих психику человека под требуемый социотип, а также терапевтическим устранением особенностей психики, порождённых неизбежными воспитательными психотравмами.
Несмотря на значительное разнообразие религиозных ритуалов, можно заметить их общность с точки зрения используемых психотехник.
Ритуалы, основанные на техниках психосоматического воздействия
К этой группе ритуалов относятся многие из ритуалов первобытных религий, включающие элементы болевого или шокового воздействия на тело ребёнка. Действительно, согласно концепциям психосоматики, не только тело человека зависит от его психического состояния. Существует и обратная взаимосвязь: воздействуя соответствующим образом на соматические проективные зоны можно оказывать воздействие на психологическое состояние человека [2]. Формируя специфическим образом телесную конституцию, человека можно оказывать формирующее воздействие на его психику. Соматические травмы, полученные ребёнком, могут стать психотравмами, вокруг которых формируются те или иные психологические особенности.
Опираясь на приведенную модель можно адекватно объяснить такие ритуалы, как ритуалы обрезания, практикуемые у различных народов, нанесения ритуальных шрамов во время тотемической инициации, ритуальное рассечение ушей, выбивание зубов, пеленание ног и т. д.
Особая группа религиозно-терапевтических ритуалов была направлена на устранение негативного натального опыта. Подобные ритуалы основывались на регрессивном возвращении человека к ситуации родов (с помощью дыхательных практик, наркотических веществ или символической рестимуляции подобной ситуации) и гармоничном прохождении процедуры родов. Ярким примером подобной процедуры является «поглощение» подростка чудовищем и его последующее «выплевывание» в ритуале тотемической инициации. Данные техники аналогичны таким методам как «символическое вынашивание», процедура «повторных родов», ребёфинг, холотропное дыхание и др., используемым в современной психотерапии. Любопытно, что авторы подобных терапевтических техник прямо указывали на их заимствования из посвятительных ритуалов первобытных народов.
К третьей группе религиозно-терапевтичеких ритуалов относятся катарсические ритуалы. Эти ритуалы, основанны на техниках, вызывающих катарсис - искусственное отреагирование невротических напряжений. Катарсические техники снимают текущее напряжение, не устраняя глубинных причин, его вызывавших. Подобно другим терапевтическим техникам этого типа, катарсические ритуалы основаны на временном снятии запретов на те или иные формы поведения, табуированные в обычной жизни (агрессивные, деструктивные, сексуальные, эмоциональные и т. д.) К подобным ритуалам относятся все формы карнавалов , ритуальные оргии , бурные эмоциональные проявления вследствие религиозного экстаза.
Отреагирование невротических напряжений возможно также методом символического наказания или самонаказания. На этом принципе основаны ритуалы сект флагелянтов и их аналогов, практикующих религиозные само- и взаимоистязания и т.д.
Для введения себя в состояние, в котором возможно активное отреагирование, используются такие методы индуцирования изменённых состояний сознания, как экстатические танцы, вибрации, трансовое пение [3,6], использование наркотических и опьяняющих веществ.
Говоря о катарсических методах, нельзя обойти вниманием ритуалы, подобные исповеди, основанные на вербальном отреагировании тревожащих ситуаций.
Ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ
В истории религий практически нельзя найти примеров, неиспользования наркотических средств. Напротив, использование наркотиков для достижения состояния религиозного экстаза всегда являлось значимым элементом религиозной практики. Достаточно вспомнить пейот, использовавшийся коренной американской (индейской) церковью, и мексиканские «священные грибы», известные более двух тысяч лет,.индийскую сому (хаому) и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, который «…везде учил людей культуре виноделия и мистериям поклонения ему и почитался как бог», бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая «зовет в область бессмертия», «питури» австралийских аборигенов и, вероятно, мистический «кикеон», который ели и пили во время кульминационного завершения шестого дня элевсинских мистерий, христианский ладан.
В большинстве случаев подобные вещества использовались для вызывания измененных состояний сознания, прежде всего видений религиозного характера.
Наиболее выраженными рассматриваемые функции религии являются в ритуалах травмирования направленных на прямое формирование психики человека через формирование стуктуры его головного мозга. Так, согласно исследованиям Брока в эпоху неолита практиковалась операция, предположительно преимущественно -на детях, заключавшаяся во вскрытии черепа.
Трепанация черепа у живых людей производилась путем процарапывания костной ткани. По всей видимости, эта операция имела целью специфическое развитие мозга.
Уже после Брока перфорированные черепа первобытных людей были найдены в Америке, на Ближнем Востоке и в других частях света. Отверстия встречались как круглые, так и квадратные.
В настоящее время во время церемонии инициации в Африке после процедуры обрезания производится операция по нанесению небольших ранок по всей поверхности черепа вплоть до появления крови. Первоначальная цель этой операции явно заключалась в том, чтобы проделать в черепной кости отверстие. Известны также примеры обычаев изменять форму черепа, что также позволяет моделировать мозг. Так в литературе упоминаются обычаи некоторых народов Америки с помощью дощечки открывать черепные швы у новорожденных с целью направить мозговое вещество вверх. В зависимости от кастовой принадлежности затылок делали плоским или удлиняли. Голова наследника престола Великого Инки деформировалась, с тем чтобы его лицо приобрело как можно более правильные, симметричные черты. Араваки имели головы сплющенной формы. Это наблюдение испанских конкистадоров было подтверждено исследованием черепов, эксгумированных недавно на Гваделупе. На северо-западе Америки обитали индейские племена, называемые "плоскоголовые", представители которых искусственно сплющивали себе черепа, добиваясь того, что лицо становилось широким, а лоб низким. В Перу в гробницах параков были найдены черепа конусообразной формы.
Аналогичные ритуалы встречаются в Африке. Так в некоторых негроидных племенах Нигера на лоб младенцев надевается тугая повязка, в результате чего он впоследствии становится сильно выступающим вперед.
Многие народы сохранили представления о связи формы черепа связаны с интеллектуальным и социальным превосходством. Так, китайский "мудрец", должен был, иметь голову в виде огромного конуса.
Есть информация о существовании ритуалов просверливания черепа в тибетской традиции с целью “открытия третьего глаза.” Упоминается также об эффекте расхождения костей родничка после ритуала «Пхова», что является, вероятно, отголоском более древних ритуальных техник.
Разумеется, не только религиозные, но и социальные ритуалы могут оказывать воздействие на процесс формирования социотипа человека посредством воздействия на его бессознательную сферу.
Литература
1. Вебер М. Социология религий. М., «Юрист», 1994. 704с.
2. Райх В. Психология масс и фашизм. С-Пб., «Университетская книга», 1997, 380с.
3. Сафронов А.Г. Змінені стани свідомості в системі релігійного досвіду// Наукові записки Харківського військового університету серія “Соціальна філософія, педагогика, психологія” ” №4 Харків ХВУ 1999.-с.141-146.
4. О. И. Генисаретский Психопрактика культуры // Вопросы философии, 1993, №5, Сс. 3 – 43
5. Маккена Т. Пища богов. М., Изд-во трансперсонального института, 1995.-379с.
6. Торчинов Е.А. Религии мира. С-Пб,1998. - 382с.