Библиотека > Культура Возрождения >
Дом снаружи и внутри
Преобладание каменного или деревянного строительства в том
или ином регионе в доиндустриальную эпоху зависело прежде всего
от природно-географических условий и местных традиций. В Средиземноморье, где леса были рано сведены, кирпич и камень
служили строительным материалом чаще, чем на севере Европы, в
Скандинавии, Англии, лесистых районах Франции и Германии.
Однако в то же время применение камня и кирпича означало и
известный прогресс в строительстве. Так, во Флоренции дома из
камня возобладали над деревянными уже в XV в. Париж в это время
только начал «одеваться камнем». В Лондоне кирпич стали широко
употреблять в строительстве при Елизавете, но окончательно он
утвердился лишь после пожара 1666 г., уничтожившего третью часть
города. Это были постройки на деревянном каркасе с глиняным
наполнением. Они широко распространились как в деревенском,
так и в городском зодчестве. Несмотря на успехи строительной
техники, кварталы бедняков по-прежнему строились из ивняка,
глины, плохого дерева.
Из кровельных материалов наиболее употребительными были
черепица и гонт, хотя не было недостатка и в соломенных крышах —
особенно в деревнях. Однако в городе соломенные крыши свидетельствовали скорее о бедности и представляли большую опасность
из-за легкой воспламеняемости. Во избежание пожаров в некоторых
городах Германии в XVI в. магистраты компенсировали часть
расходов тем горожанам, которые заменяли крышу своего дома с
соломенной на черепичную. Иногда погорельцам оказывалась помощь — но лишь в тех случаях, если их дом был покрыт черепичной,
а не соломенной крышей.
Города эпохи Возрождения унаследовали от предыдущего периода как топографическую структуру, так и основные типы жилых
построек, которые в свою очередь, как правило, восходили к
местным разновидностям крестьянского дома. В Средиземноморье
преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп — с
островерхими. Но и там и здесь дом выходил на улицу торцом,
имевшим более двух — трех окон. Земля в городской черте стоила
дорого. Поэтому обычные дома разрастались вверх (за счет этажей,
антресолей, консолей, мезонинов, чердаков), вниз ( за счет полуподвалов и подвалов), вглубь (за счет задних помещений и пристроек). Комнаты даже одного этажа могли находиться на разных
уровнях и соединяться между собой узкими лесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина —
ремесленника и купца — помимо жилых помещений включал в себя
мастерскую и лавку. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги.
Таким образом, трудовая деятельность, рабочее время еще не
вычленились из бытового, домашнего пространства и времени. Это
происходит лишь в XVIII в. Поработав в мастерской на первом
этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на
втором этаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом
выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычно
располагались на первом или в полуподвальном этаже; во многих
семьях они одновременно служили и столовой. Нередко дома
имели внутренний дворик, особенно часто встречавшийся в
Южной Европе.
Такие жилые дома были распространены повсюду в Европе, что,
однако, не исключало многообразия местных вариантов. Так, для
массовой жилой застройки Венеции, испытывавшей особый дефицит в земельных площадях, были характерны блокированные дома
с двухэтажными квартирами или секционные дома с одной или
несколькими квартирами в одной секции. В таких квартирах комнаты группировались вокруг общих помещений.
Городские дома самых состоятельных и именитых горожан,
частные дворцы отличались просторными и многочисленными
помещениями. Примером могут служить палаццо XV в. семейств
Медичи, Строцци, Питти во Флоренции, дом Фуггеров в Аугсбурге
(начало XVI в.), в котором, как'и во многих других богатых
городских домах знати и бюргерства по ту сторону Альп, отразилось
влияние итальянских палаццо. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для постороннего взора часть, и более
интимную—для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с
внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. Эта связь с природой —важный компонент жилого пространства ренессансного палаццо. На втором этаже
находились залы, куда допускались гости и друзья. Этажом выше
располагались женские и детские спальни, гардеробные, лоджии
для хозяйственных надобностей и отдыха, кладовые. Комнаты
соединялись друг с другом, уединиться было весьма трудно. Вся
жизнь такого шумного, многолюдного дома проходила в больших
комнатах, бывших одновременно гостиными и спальнями. В то же
время в палаццо появляется новый тип помещения, предназначенного как раз для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), хотя
в XV в. они еще не получили широкого распространения. Как и прежде,
дворцам подобно домам скромных обывателей недоставало расчлененности пространства, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. В этой
связи уместно упомянуть,что жизнь палаццо не скрывалась и от глаз
сограждан. Семейные праздники приобретали здесь общественную
значимость и выплескивались за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии, которые сооружались на нижнем этаже домов или пристраивались к ним.
При всем многообразии региональных вариантов деревенские
дома были в целом грубее и проще, архаичнее и консервативнее
городских. Даже наиболее зажиточные из них обычно состояли из
одного жилого помещения, служившего одновременно горницей,
спальней и кухней. Помещения для скота и хозяйственных нужд
располагались под одной крышей с жилым (например, во многих
районах Италии и Франции, в Северной Германии) или обособленно от него (например, в Южной Германии, Австрии).
Приобретение горожанами земли за городом и строительство
там домов — что стало характерным, в частности, для итальянских
и южногерманских городов в XV—XVII вв. — привело к тому, что
в ближайшей к городу сельской округе в большом числе появились
дома смешанного типа. Такие виллы описывали итальянские гуманисты, восхвалявшие достоинства сельской жизни. Лукканец Джованни Санминиати писал в конце XV в.: «Вовсе не обязательно,
чтобы жилые постройки возводились такими же высокими, как в
городе, ибо здесь нет недостатка в пространстве... В доме должно
быть не больше двух жилых этажей. Такие постройки сейчас широко
распространены в деревне ... В таких зданиях кухни, а также многие
другие подсобные помещения устраиваются в подвале... Кроме
парадной залы нужен маленький салон, обращенный окнами к югу.
Это — зимнее помещение. Рядом можно устроить помещение, где
приготовляют фруктовые напитки и прочее, что употребляют в еду
холодным. Кроме главных помещений на нижнем этаже размещают
внутренние покои, кладовые, уборные и другие комнаты для удобства дам и господ. На верхнем этаже устраивают комнаты для семьи,
гардеробную, помещения для хранения хлеба, фруктов, масла и
других съестных припасов... С южной стороны можно построить
открытую галерею или залу для обозрения окрестностей, а также
для того, чтобы развешивать одежду и белье».
Значительно большее внимание, чем прежде, начинают уделять
устройству интерьера. Если раньше пол первых этажей представлял
собой утрамбованную землю, то теперь все чаще в домах среднего
и высокого достатка его покрывают каменными или керамическими
плитами. Пол второго и последующего этажей настилали досками.
Паркет, появившийся в XIV в., до XVIII в. оставался большой
редкостью даже во дворцах. В средние века и в эпоху Возрождения
был широко распространен обычай посыпать пол первого этажа
травой и душистыми цветами летом и сеном зимой. Врачи поддерживали этот обычай. Лишь с XVI в. на смену растительному
покрытию постепенно приходят ковры или соломенные циновки.
В итальянских городах местными или восточными коврами, в
большом количестве привозившимися венецианскими и генуэзскими купцами из Леванта, полы в домах застилались уже в XV в.
Дощатый пол верхнего этажа одновременно служил потолком
для нижнего. Доски укладывались на деревянный каркас, опиравшийся на балкон, пересекавший помещение, или на выступах в
стенах. И деревянные балки, и доски, и каркас богато декорировались резьбой и красочным орнаментом.
Особое внимание стали уделять стенам. Их расписывали, подражая античным образцам. В XV в. появились обойные ткани. Они
изготовлялись из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, даже
парчи и тисненой кожи, иногда позолоченной. В том же веке из
Фландрии стала распространяться мода на гобелены. Сюжетами для
этих изделий служили сцены из античной и библейской мифологии,
исторические события. Большой популярностью пользовались тканевые шпалеры, так называемые мильфлеры, на которых на ярком
фоне, усыпанном цветами, изображались сцены из жизни крестьян
и сеньоров. Конечно, немногие могли позволить себе подобную
роскошь.
Имелись также обои, удовлетворявшие более скромным вкусам
и кошелькам. Материалом для них служили грубые рубчатые ткани.
Но настоящей «революцией» в этой области стало появление в XV в.
бумажных обоев. В XVII в. спрос на бумажные обои стал повсеместным.
Серьезную проблему средневекового и более позднего интерьера
составляло освещение. В большинстве домов окна по-прежнему
оставались небольшими, ибо все еще не была решена проблема,
чем их покрывать. Промасленные ткани и бумага, слюда, просто
деревянные ставни и даже пластинки из гипса, вставлявшиеся в
оконные проемы, не давали света и плохо защищали от холода. Со
временем от церкви позаимствовали одноцветное стекло, впрочем,
не отличавшееся совершенством. Толстые, непрозрачные, неровные, неправильные по форме и маленькие по размеру куски стекла
заключались в толстую, тяжелую свинцовую оправу и так крепились
к неподвижной раме. Стоили такие окна очень дорого и не решали
проблему освещения, хотя, конечно, с ними в дом пришло значительно больше света и тепла. Источниками искусственного освещения по-прежнему служили факелы, масляные светильники,
лучина, восковые —а чаще сальные, сильно коптившие — свечи,
огонь камина и очага. Появляются стеклянные абажуры. От такого
освещения стены помещений и мебель быстро покрывались копотью, что, конечно, затрудняло поддержание чистоты как дома,
так одежды и тела.
Тепло дому давали кухонный очаг, камин, печи, жаровни.
Камины были доступны далеко не всем и даже в очень богатых
домах имелись лишь в немногих помещениях. В эпоху Возрождения
камины превращались в настоящие произведения искусства, богато
украшенные скульптурой, барельефами, фресками. Но технически
они оставляли желать лучшего: дымоход был устроен так, что из-за
сильной тяги забирал много тепла. Его недостаток пытались компенсировать, устанавливая посреди комнаты жаровни. В Испании,
например, они заменяли и камин, и печи. Последние особенно широко распространились с XVI в., и преимущественно к северу от
Альп. Они делались из кирпича, камня, глины, иногда облицовывались фаянсовыми плитами. Перед такой печкой или вокруг нее
устраивали лежанку или лавку, на которой спали. Тем не менее в
домах недоставало тепла. Нередко обогревалась одна только спальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто
простужались.
Водопровод, как и канализация, в домах отсутствовали. Кувшины и тазы для умывания не стали неотъемлемой принадлежностью
спален еще и в XVI в. Зато в это время вместо умывания по утрам
даже в высших слоях общества было принято обтирать лицо и руки
мокрым полотенцем. Общественные бани, широко распространившиеся в Европе начиная с XIII в., с XVI в. становятся все более
редкими. Исследователи объясняют это как боязнью сифилиса,
принявшего в XVI в. характер эпидемического заболевания, так и
острой критикой со стороны церкви, не без основания видевшей в
банях угрозу морали. В домашних условиях мылись в кадках, ушатах,
тазах—обычно на кухне, где устраивались парильни. Ванные
комнаты появились в XVI в., а ванны долго оставались большой
редкостью. Первенствовали в этом итальянцы. Туалет со сливом
воды был изобретен в Англии только в конце XVI в. Но во Франции
еще полтора века спустя попытки перенять этот полезный опыт
островитян воспринимался как англомания. Туалеты не были правилом даже в королевских дворцах. Так что французскому королю
Генриху III в 1578 г. пришлось издавать специальный указ о том,
чтобы залы его дворца каждое утро до подъема короля очищались
от экскрементов.
Таким образом, несмотря на имевшиеся усовершенствования,
удобства внедрялись в быт весьма медленно. В эпоху Ренессанса
более заметными были успехи в области меблировки жилища.