Библиотека > Культура Возрождения > Германия >
Культура Возрождения в Германии 16в. Становление гуманизма
К началу XVI в. Германия была крупнейшей составной частью
Священной Римской империи, страной, раздробленной политически и хозяйственно, но уже вступившей в период заметного роста
рыночных отношений и новых элементов в производстве. Процесс
приспособления различных слоев населения к новой ситуации шел
трудно, старые общественные противоречия усугублялись новыми,
и вся эта атмосфера еще больше накалялась из-за финансовых
притязаний римской курии, укрепления территориальной власти и
бесконечных междоусобиц духовных и светских князей, провала
попыток проведения имперских реформ. Обстановка, в которой
происходило развитие новых явлений в культуре, оказалась чревата
возможностями разнообразных кризисов.
Становление гуманизма в Германии
Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие
позже, чем в Италии, под воздействием ее культуры. Его первые
веяния проявились в пору Базельского собора, и с самого начала в
силу местных условий и идейных традиций страны гуманизм обрел
на немецкой почве специфические оттенки, позже ставшие его
характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявляли особый интерес не только к античному наследию и новой
системе образованности, но и к религиозно-этической и церковно-
политической проблематике.
Почва для гуманизма и ренессансной культуры в целом была
подготовлена в стране общим высоким уровнем духовной и материальнои культуры, в развитии которой важную роль играли города,
возраставшим обмирщением жизни общества, а также различными
явлениями «осени» средневековья в Германии. Таково было опиравшееся на религиозно-философские учения немецких и нидерландских мистиков движение «нового благочестия». Участники
движения, «братья общей жизни», добровольно отказывались от
имущества в пользу своей общины и селились сообща, но в отличие
от монахов не связывали себя монастырскими обетами и продолжали мирской образ жизни. Вслед за мистиками они по-своему
трактовали «подражание Христу»; ориентируясь на раннехристианский идеал, критиковали моральный упадок клира, бесплодность
схоластики для практического благочестия и утверждали возможность «праведного пути» христианина на основе благочестивой,
нравственно чистой жизни мирян, ведущих привычную повседневную трудовую деятельность.
Основу такой жизни они видели в духовном самосовершенствовании, которое сказывается прежде всего не в словах, а в поступках. Они ухаживали за больными, проявляли большую заботу о
воспитании детей, об устройстве латинских школ и городских
библиотек, улучшении преподавания, переписке книг, а позже —
о книгопечатании. Их уважение к образованности, использование
для воспитания «добрых нравов» части античной литературы, ориентация на раннехристианские идеалы, равно как внимание к
духовному саморазвитию создавали благоприятные условия для
восприятия идей гуманизма.
Другим важным направлением стала критика клира и церковных
институтов не только с нравственно-религиозных, но и с политических позиций. Она опиралась на возникшие в ХVI в. учения
противников светских притязаний папства — Марсилия Падуанского и Вильяма Оккама, нашедших в Германии убежище от
преследований и вторую родину. Это направление получило дальнейшее развитие в образованной среде южно-германских городов.
В середине XV в. в них вынашивались планы имперских реформ и
антиримские проекты создания национальной немецкой церкви по
образцу Франции, ограничившей права папы на своей территории.
В развитии представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в., велики были заслуги
крупнейшего немецкого мыслителя XV в. Николая Кузанского
(1401—1464). В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько
к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства.
Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления
и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы
по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчеркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время отмечая, что
любые определения его ограничены. Мир трактуется как некое
«развертывание» Бога. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы
от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай
Кузанский выразил в формуле «Бог во всем и все в Боге». Много
внимания уделяет он и проблеме места человека в мире. Изображая
все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке
«малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворенном мире и способность охватывать его силой мысли.
С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекали внимания его современников, но были оценены позже, в
век Коперника. Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов
крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ. В
его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и
утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и мусульманства. Веяния
гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии, сочетались в Николае
Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией
крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жестко проводившего линию Рима на деле.
Для естественнонаучных интересов гуманистов XVI в. оказались
особенно важны достижения XV столетия в математике и астрономии — попытки того же Николая Кузанского обосновать необходимость в естествознании точных измерений и количественных
методов, а также труды видных ученых Венского университета
Г. Пейербаха и И. Региомонтана. Их работы были основаны на
глубоком осмыслении греческого текста «Альмагеста» Птолемея,
который они стремились очистить от искажений, и на творческой
разработке математических дисциплин. Особенно значителен был
вклад И. Региомонтана (1436—1476) в тригонометрию, создание
нового астрономического календаря, которым позже пользовались
Христофор Колумб и Америго Веспуччи, в совершенствование
астрономического инструментария.
Гуманистические интересы в Венском университете стремился
стимулировать в пору своего пребывания в Германии итальянский
гуманист Эней Сильвий Пикколомини (1405—1464), ставший секретарем имперской канцелярии Фридриха III, а позже, по возвращении в Италию, кардиналом и, наконец, папой Пием II. Энею
Сильвию принадлежат большие заслуги в развитии гуманизма в Германии. В своих речах в Венском университете он обосновал
гуманистическую программу сочетания новой образованности и
благочестия, сам читал там курс лекций о древнеримских поэтах.
Его новелла «Эвриал и Лукреция», история двух любящих, сыграла
в Германии роль образца этого жанра. В пору пребывания в
немецких землях он писал комедии на манер Теренция, обратился
к теме придворной жизни в сочинении, которое должно было
служить «зерцалом» для воспитания государя, позже стал автором
«Истории императора Фридриха III» и других исторических и
историко-географических работ, повлиявших на немецкую гуманистическую историографию. Наибольшее значение, однако, получило его описание Германии, в котором он впервые использовал
сопоставление жизни древних германцев, освещенной по Тациту,
с образом современной Германии. Это позволило, в частности,
показать успехи в развитии культуры страны. Такой прием был
позже широко использован немецкими гуманистами.
Хотя «местные корни» гуманистической культуры нельзя недооценивать, главную роль на ранней стадии ее развития сыграло растущее
воздействие Италии — образцы творчества, идеи, методы подхода к
проблемам жизни и науки. С ними знакомили итальянские гуманисты,
приезжавшие в Германию, подобно Энею Сильвию Пикколомини, а
также немецкие пропагандисты новой культуры, прошедшие обучение
в Италии. Из числа последних вышли переводчики итальянской
гуманистической литературы на немецкий язык, герольды гуманизма — странствующие поэты, читавшие лекции об античной культуре в различных университетах, лидеры первых гуманистических
кружков в южногерманских городах и при дворах князей, стремившихся использовать новые тенденции в своих интересах. Определенный вклад в освоение гуманизма внесло также знакомство с ним через
французское, а позже —и английское посредничество.
Особая роль принадлежала книгопечатанию — великому открытию середины XV в., назревавшему в ряде стран, но сделанному в
Германии И. Гутенбергом. Издания гуманистического характера поступали в Германию преимущественно из Италии, однако к концу
столетия, когда окрепло собственное гуманистическое движение,
быстро повысилось значение местных изданий. К этой поре в немецких землях действовали около 50 центров книгопечатания, но гуманистическую литературу публиковала пока лишь небольшая их часть.