Библиотека > Культура Возрождения > Германия >
Искусство Германии 16 века
В культуре Возрождения в Германии исключительно важная
роль принадлежала искусству. Конец XV — начало XVI в. стали
периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно
большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики,
но дали художественные достижения мирового значения. Центральное место в искусстве этой поры принадлежало творчеству Альбрехта Дюрера (1471—1528). Дюрер обладал универсальным
дарованием: разносторонний живописец, график, который стал
величайшим мастером гравюры в Европе, он был также ученым,
занимавшимся проблемами линейной перспективы и пропорционирования человеческого тела, теоретиком искусства, который
настойчиво стремился постичь законы красоты. Не порывая с
богатством опыта готики, Дюрер, дважды побывавший в Италии,
полнее других немецких мастеров своего поколения овладел достижениями итальянского Ренессанса. Он сочетал в своем творчестве
рациональность и страсть, тягу к точности изображения натуры и
полет фантазии, орнаментальность линейного строя произведений
и их пространственную глубину. В сериях гравюр на дереве —
«Апокалипсис», «Большие страсти», «Малые страсти», в прославленных шедеврах гравюры на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св.
Иероним в келье», «Меланхолия», в картине «Четыре апостола» он
воплотил напряженность чувств и драматизм мироощущения человека реформационной эпохи. Основой гравюры «Рыцарь, смерть и
дьявол» послужил образ стойкого воителя из этико-теологического
трактата Эразма Роттердамского «Наставление христианскому воину», но Дюрер дал ему собственную трактовку. Рыцарь в доспехах,
готовый к бою, полный волевой мощи, устремляется к цели вопреки
всем преградам, угрозам Смерти в облике старца с песочными
часами, козням зла, персонифицированного в жуткой фигуре
дьявола. Современники воспринимали этот образ как символ
энергии, активной жизни человека. В другой «мастерской гравюре» Дюрера — «Св. Иероним
в келье» — был изображен ученый, погруженный в свой труд в
обстановке покоя и тишины, неспешно текущего времени. Здесь
Дюрер воплотил идеал иного типа жизни, которую гуманисты
называли созерцательной, связывали с творческим началом и
которой также давали высокую
оценку. Новые представления
времени были выражены Дюрером с редкой многогранностью.
Дюрер стал одним из создателей
портретного жанра в Германии:
он написал ряд автопортретов,
правдиво запечатлевших не только его облик в разные годы жизни,
но и различные душевные состояния автора; он оставил целую
галерею живописных и графических образов своих современников:
гуманистов, купцов, политических деятелей, которым дал индивидуальные характеристики. Значение его творчества для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета
немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».
Одновременно с Дюрером работал крупнейший художник —
Матис Нитхардт (1460/1470—1528), прозванный Грюневальдом.
Грюневальд — мастер экспрессивных, драматических религиозных
образов, проникнутых мистическим визионерством. С особой силой
эти качества сказались в его «Изенгеймском алтаре» для монастырской церкви, центральное место в котором занимает «Распятие».
Вся сцена с истерзанной фигурой Христа на грубом выгнутом
кресте, с потрясенной, падающей в обморок Богоматерью и другими
персонажами предстает словно некое яркое, сверхреальное видение
на фоне глубокого ночного мрака. Грюневальд больше Дюрера
связан с наследием готики, но мощью образов и грандиозностью
ощущения природы он неотделим от Ренессанса. Колористическое
богатство его живописи принадлежит к высшим достижениям национальной художественной культуры.
Выдающийся портретист, мастер мифологических и религиозных сцен Лукас Кранах Старший (1472—1553) особенно тесно
связал свое творчество с задачами Реформации. Ренессансная острота и свежесть восприятия мира отличают его ранние работы. Эти
качества все реже проявлялись в его более поздних маньеристских
произведениях, часто подчинявшихся благочестиво-дидактическим
целям. Он обладал, однако, виртуозным искусством декоративных
решений и тонким чувством красоты пейзажа. Его влияние сказалось на творчестве целой плеяды художников, в живописи и графике
которых важную роль играл пейзаж и которых объединяют названием «Дунайская школа». Крупнейшим из них был Альбрехт Альтдорфер (1480—1538), автор алтарных образов и картины «Битва
Александра Македонского с Дарием», ставшей вершиной его искусства. Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным
то в лирических, то в мощных величаво-космических образах,
Альтдорфер внес большой вклад в становление пейзажного жанра
в Европе. Немецкая живопись и
графика эпохи Дюрера была богата и другими славными именами.
В скульптуре Германии этой
поры высшие достижения также
связаны с творчеством ряда мастеров. Фейт Штос (Вит Ствош,
ок. 1455—1533), принадлежал не
только немецкому, но и польскому искусству: в начале и конце
своего пути в искусстве он работал в Южной Германии, но самым крупным его созданием стал
резной раскрашенный деревянный алтарь в церкви Марии в
Кракове. Это монументальное
сооружение: его высота составляет 13 метров, ширина с распахнутыми створками — 11 метров, а
высота фигур апостолов в полной
драматизма центральной сцене
Успения Марии достигает почти
трех метров. Выдающимся мастером деревянной скульптуры стал
Тильман Рименшнейдер (ок. 1460—1531). Как и Фейт Штос, он
был создателем одухотворенных образов, в которых уже наметился
отход от традиций поздней готики. Адам Крафт (ок. 1460—1508) и
Петер Фишер Старший (1460—1529) прокладывали дорогу ренессансным тенденциям, один — в каменной скульптуре, другой — в
бронзовой. Мастерская Фишеров в Нюрнберге стала крупнейшим
центром художественного литья в Германии. Именно здесь была
создана для одной из церквей города пятиметровая бронзовая рака
св. Зебальда, в которой прихотливый пьедестал, мощехранилище и
высящийся над ним балдахин на колонках были богато украшены
статуэтками и рельефами. Все в целом сочетало черты готики и
Ренессанса.
В середине и второй половине XVI в. немецкое изобразительное
искусство переживает период глубокого упадка, и не только в
протестантских землях, где художники с развитием Реформации
лишились наиболее распространенных форм заказа — на работы
для церкви. Упадок также переживают и католические княжества
и города. Лишь в конце XVI—начале XVII в. снова появляются
видные немецкие художники, работающие при дворах в духе маньеризма, ставшего интернациональным явлением. Европейскую
известность завоевал лишь Адам
Эльсхеймер (1578—1610), живший в Италии. Он славился своими небольшими тонкими пейзажами с библейскими и античными персонажами.
По сравнению с изобразительным искусством в немецкую
архитектуру ренессансные веяния приходят с запозданием: хотя
их первые приметы появляются
уже в начале XVI в., более частое
обращение к новым тенденциям
начинается лишь с середины столетия. Широкое строительство и
реставрация культовых сооружений, которые были характерны
для дореформационного периода, замирают. Развивается преимущественно светская архитектура: княжеские дворцы и замки,
гильдейские и частные дома горожан, ратуши, склады, цейхгаузы. Традиции позднеготических
конструкций как основы зданий сочетаются с ренессансными формами и орнаментом в декоративном убранстве. Типичная для
Германии неравномерность развития искусства и по его отдельным
видам, и по территориям сказывается и здесь. В последние десятилетия
XVI в. нарастает нидерландское влияние, все больше торжествуют
вычурные маньеристические формы, сочетающиеся с готическими
реминисценциями. Новые тенденции проникают и в зарождающееся регулярное строительство. В начале XVI в. в Аугебурге для
служащих фирмы знаменитых богачей Фуггеров был построен
поселок Фуггерай, состоявший из 52 типовых двухэтажных домов.
В конце столетия по четкому геометрическому плану, выдержанному в духе итальянских «идеальных городов», в Вюртемберге начинают строительство целого города — Фрейденштадта, предназначенного для гонимых за веру протестантов, переселившихся
из Австрии.
На протяжении всей эпохи, независимо от того, что происходит
в соседних областях художественного творчества, сохраняют высокий уровень произведения немецких мастеров декоративно-прикладного искусства — виртуозов обработки металла, дерева, кости
и других материалов.