Библиотека > Культура Возрождения > Германия >
Особенности гуманизма в Германии
Гуманисты единодушно утверждали, что в античной культуре под
покровом поэтического вымысла, «мифов и басен», содержатся непреходящие истины. Это позволяло ощущать античность живым
культурным наследием, актуализировать его смысл, находя в нем
импульс для собственного творчества и решения насущных проблем
политической, церковно-религиозной, культурной жизни. «Подражание древним» становилось опорой для соревнования с ними, сочетаясь
со специфически «северной» задачей, соревнованием также и с итальянцами как современным эталоном освоения античности.
Синтезируя многосторонний опыт Италии в «согласовании»
христианской и языческой культуры, благочестия и светской образованности, немецкие гуманисты широко применяли освоенные
ими идеи и методы к новому материалу, в том числе к изучению
отечественной истории. Италия выработала основы гуманистических канонов, Германия дала их вариации, новаторские для национальной культуры.
Особое внимание немецкие гуманисты уделяли нераздельности,
на античный лад, красноречия и мудрости. Опираясь на наследие
развитого итальянского гуманизма, уже вторгшегося и в область
естествознания, и в проблемы онтологии, и в теологические вопросы, в Германии рано стали провозглашать широту задач гуманизма. Речь шла не только об охвате новой этической оценкой
многообразных проявлений жизни индивида и общества, но и об
изучении всего природного «видимого мира». Это усиливало роль
мировоззренческих проблем религиозно-философского характера
и одновременно открывало путь развитию конкретных дисциплин
естествоведения. В университетском преподавании основополагающим для гуманизма остался преимущественно комплекс гуманитарных наук (studia humanitatis), включавший грамматику,
риторику, поэтику, историю, моральную философию, но в индивидуальном творчестве, как и в деятельности сообществ гуманистов,
он дополнялся интересом к географии, медицине, астрономии,
математике. В структуре немецкой гуманистической культуры роль
естествоведения оказалась большей, чем в аналогичной по времени
французской или английской ренессансной культуре.
Нарастание реформационных стремлений в Германии и исключительная острота этой проблематики в стране обусловили и другие
специфические черты гуманизма. Удельный вес этико-религиозных
и церковно-политических вопросов, мимо которых не прошел ни
один из немецких гуманистов, в целом был здесь более значителен,
чем в Италии той же поры. Характерной чертой являлся и пронизывающий всю деятельность гуманистов общенемецкий патриотизм, постоянная тяга к воспитанию национальных гражданских
чувств и интересов. Гуманисты болезненно ощущали контраст
между «былой славой» империи и политической слабостью раздробленного отечества. Патриотические идеи в результате нередко приобретали гипертрофированный характер, вырождаясь в национализм, а «отечество» смешивалось с «империей».
Пробуждение самосознания личности, гуманистическое антисословное понимание достоинства, благородства человека, высокая
оценка роли разума и земной славы — все это были общие приметы
европейского гуманизма, свойственные и его северной ветви. Но
утвердившийся в Италии идеал разностороннего творчества, «универсального человека», как и французский аристократически окрашенный образец гармонично развитого придворного, в Германии
практически не получили распространения. Главный акцент здесь
обычно ставился на сочетании этических добродетелей с многознанием, эрудицией. Утвердился (как господствующий) идеал человека
ученой и литературной профессии, обусловленный главенствующей
бюргерской ориентацией гуманизма в Германии.
Будучи представителями культуры просветительского типа, гуманисты в своей педагогике неразрывно связывали задачи образования с задачами воспитания в духе гуманистической этики, личной
и гражданской, а также с эстетическими целями — совершенствованием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни. В
отношении к языку ясно раскрылось своеобразие эстетических
представлений немецких гуманистов: неотделимость эстетики от
этики, доминирующее значение последней, иные, чем в Италии,
оттенки эстетики — предпочтение не гармонических, а экспрессивных форм, наследие многовековых исторически сложившихся народных тяготений. В немецком гуманизме получили широкое
распространение различные виды сатиры, авторы охотно пользовались приемами гиперболы и гротеска.
Главным завоеванием гуманистов в немецких университетах
XV—начала XVI в. стала подготовка на основе этих местных
высших школ, притом за сравнительно короткие сроки, достаточно
широкого круга образованных людей, осведомленных в нормах
новой, светски ориентированной культуры, а в какой-то своей части
и руководствующихся ими. Правда, немалую их долю составили те,
кто усваивал гуманизм чисто формально, поверхностно, для кого
он оказался лишь модой. Другую большую группу составили многочисленные рядовые участники гуманистического движения, носители и выразители его «общих мест». Их совокупную роль нельзя
недооценивать: они придавали устойчивость среднему уровню достижений новой культуры, содействовали ее развитию вширь. Сравнительно невелик в Германии круг выдающихся гуманистов,
которые смогли возвыситься в своей деятельности до творчества
общенационального, а в ряде случаев — и европейского культурного значения.