Библиотека > Культура Возрождения > Германия >
Проникновение гуманизма в университеты
Распространению гуманизма за Альпами способствовали кризисные явления в поздней схоластике и университетском преподавании. В первые годы XVI в. в Германии существовали уже
15 университетов (не считая Пражского и Базельского на территории империи), из них 9 были основаны с середины XV в. «Молодые»
университеты сохраняли роль оплота борьбы церкви с ересями, они
так же, как «старые», получали привилегии на цензуру книг; их
преподаватели были обязаны немедленно опровергать «ложные мнения», расходившиеся с учением церкви, если они встречались в
текстах, которыми пользовались при обучении студентов. Само это
обучение основывалось тогда на устарелых, веками не менявшихся
учебниках и методах преподавания. Они не претерпели изменений в
связи с попытками все же обновить схоластику либо очередным
обращением к Фоме Аквинскому, либо ориентацией на уже окостеневший оккамизм. Принципиальные различия между этими двумя
путями схоластики, некогда выявленные резко, у эпигонов сгладились.
Это наглядно выразилось в практике преподавания ряда университетов
(в Майнце, Виттенберге): лекции по философии читались здесь
дважды, «томисты» и «оккамисты» сменяли друг друга, разными
способами трактуя однотипные вопросы, но неизменно оставаясь в
границах ортодоксии. Результатом подобной погруженности не столько в поиск истины, сколько в хитросплетения аргументации и готовые
формулы стала нивелировка личности ученого — за целое столетие
схоластика не дала ни одного творчески выдающегося имени. Даже
Г. Биль, которого в историографии наших дней порой считают
последним видным немецким схоластом (он умер в 1495 г.), был лишь
мастером упрощения и заострения теологических вопросов, но не
действительным открывателем нового.
Отрывом схоластики от практических запросов жизни не преминули воспользоваться гуманисты, выдвигавшие идею «реформации университетов». Их проникновение в университеты на первых
порах было мирным. Его облегчали еще не преодоленные связи
раннего немецкого гуманизма со схоластической традицией, содействие ряда князей, стремившихся упрочить свое влияние на университеты. а также конкуренция высших школ, где появление
«знаменитостей» увеличивало приток студентов, а с ним и доходы.
Как правило, гуманисты начинали с чтения не обязательных для
посещения лекций на артистических (философских) — самых многолюдных факультетах, подготовительных для «высших» факультетов теологии, права, медицины. Вскоре некоторым гуманистам
удалось укрепиться даже на двух последних факультетах, однако
теологические факультеты были и остались бастионами схоластики.
Сам процесс «освоения» гуманистами университетов был длительным и неравномерным в разных территориях Германии. В
целом он продолжался в течение всей второй половины XV —
начала XVI в.
Всюду гуманисты вносили изменения в предмет, методы, цели
образования, способствуя его секуляризации и сближению с практической жизнью. Резко расширялся круг изучаемых древних авторов, острой критике подвергались традиционные учебники, формализм схоластической логики, труды средневековых комментаторов.
Как и в Италии, главным принципом становилось обращение к
первоисточникам, в частности к новонайденным. Использовались
тексты, очищенные от средневековых искажений методами историко-филологической критики, примеры которой дали итальянцы.
Главным способом донесения знаний по-прежнему оставалось чтение и комментирование текстов, буквальное и иносказательное,
однако изменились и сами авторитеты, на которые опиралось такое
преподавание, и подход к ним.
он дополнялся интересом к географии, медицине, астрономии,
математике. В структуре немецкой гуманистической культуры роль
естествоведения оказалась большей, чем в аналогичной по времени
французской или английской ренессансной культуре.
Нарастание реформационных стремлений в Германии и исключительная острота этой проблематики в стране обусловили и другие
специфические черты гуманизма. Удельный вес этико-религиозных
и церковно-политических вопросов, мимо которых не прошел ни
один из немецких гуманистов, в целом был здесь более значителен,
чем в Италии той же поры. Характерной чертой являлся и пронизывающий всю деятельность гуманистов общенемецкий патриотизм, постоянная тяга к воспитанию национальных гражданских
чувств и интересов. Гуманисты болезненно ощущали контраст
между «былой славой» империи и политической слабостью раздробленного отечества. Патриотические идеи в результате нередко приобретали гипертрофированный характер, вырождаясь в национализм, а «отечество» смешивалось с «империей».
Пробуждение самосознания личности, гуманистическое антисословное понимание достоинства, благородства человека, высокая
оценка роли разума и земной славы — все это были общие приметы
европейского гуманизма, свойственные и его северной ветви. Но
утвердившийся в Италии идеал разностороннего творчества, «универсального человека», как и французский аристократически окрашенный образец гармонично развитого придворного, в Германии
практически не получили распространения. Главный акцент здесь
обычно ставился на сочетании этических добродетелей с многознанием, эрудицией. Утвердился (как господствующий) идеал человека
ученой и литературной профессии, обусловленный главенствующей
бюргерской ориентацией гуманизма в Германии.
Будучи представителями культуры просветительского типа, гуманисты в своей педагогике неразрывно связывали задачи образования с задачами воспитания в духе гуманистической этики, личной
и гражданской, а также с эстетическими целями — совершенствованием вкуса, языка и стиля по образцам классической латыни. В
отношении к языку ясно раскрылось своеобразие эстетических
представлений немецких гуманистов: неотделимость эстетики от
этики, доминирующее значение последней, иные, чем в Италии,
оттенки эстетики — предпочтение не гармонических, а экспрессивных форм, наследие многовековых исторически сложившихся народных тяготений. В немецком гуманизме получили широкое
распространение различные виды сатиры, авторы охотно пользовались приемами гиперболы и гротеска.
Главным завоеванием гуманистов в немецких университетах
XV—начала XVI в. стала подготовка на основе этих местных
высших школ, притом за сравнительно короткие сроки, достаточно
широкого круга образованных людей, осведомленных в нормах
новой, светски ориентированной культуры, а в какой-то своей части
и руководствующихся ими. Правда, немалую их долю составили те,
кто усваивал гуманизм чисто формально, поверхностно, для кого
он оказался лишь модой. Другую большую группу составили многочисленные рядовые участники гуманистического движения, носители и выразители его «общих мест». Их совокупную роль нельзя
недооценивать: они придавали устойчивость среднему уровню достижений новой культуры, содействовали ее развитию вширь. Сравнительно невелик в Германии круг выдающихся гуманистов,
которые смогли возвыситься в своей деятельности до творчества
общенационального, а в ряде случаев — и европейского культурного значения.