Библиотека > Культура Возрождения > Германия >
Музыка Германии 16 века
В немецкой музыке Возрождения доминирует влияние нидерландских полифонистов. В преемственной связи с
нидерландской школой развиваются самые различные жанры и
направления, в том числе «итальянский» мадригал и «французская»
полифоническая песня, не говоря уже об эволюции инструментальной музыки, от органной до лютневой. В числе выдающихся
мастеров XVI в. были один из основоположников школы полифонизма в Германии, выходец из Нидерландов Г. Изаак (1450—1517)
и его ученик Л. Зенфль (1486—1542). Любимый композитор Лютера,
который не только высоко ценил музыку, но и сам сочинял духовные
песнопения, Зенфль славился хоралами. Он широко использовал в
них обработку напевных мелодий, включая фольклорные. Хоралы
Зенфля (как и его продолжателей) отличались простотой многоголосия и четкой ритмической структурой. В отличие от католической
традиции, текст песнопений был немецким, а не латинским. Эти
сочинения исполнялись всей церковной протестантской общиной.
Некоторые хоралы и ряд песен, созданных профессиональными
композиторами, со временем превратились в достояние немецкой
народной культуры.
Общий уровень музыкальной культуры в Германии был высок.
Во многих городах действовали объединения мейстерзингеров, при
дворах — капеллы (в Мюнхене многие годы капеллой герцога
Баварского руководил прозванный «князем музыки» Орландо Лассо.) Широкое распространение получило бытовое музицирование,
где любимейшим инструментом была лютня. К концу века, как и
в Нидерландах, возрастает роль сольного пения, инструментальная
музыка обособляется от давних связей со словом и вокалом, начинается расцвет искусства органистов, их мастерских импровизаций.
Итог музыкальным достижениям и традициям XVI в. подводит
обладающее универсальной широтой творчество крупнейшего композитора Генриха Шютца (1585—1672). Оно, однако, принадлежит
уже новой, барочной эпохе, мировосприятие и стиль которой
выразила музыка Шютца.