Библиотека > Культура Возрождения > Италия >
Раннее итальянское Возрождение
Термин «возрождение» (перевод французского
термина «ренессанс») указывает на связь новой
культуры с античностью. В результате знакомства
с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями,
различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где
они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской
интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе.
Особенно большую роль в этом движении сыграл
город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры.
Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и наиболее демократических по своему политическому
строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала,
но перерабатывала ее по-своему, формулируя свое новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе
название новой итальянской культуры — гуманизм
как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая
культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой
идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его
страсти и потребности рассматривались не как нечто
«греховное», что надо было подавлять или истязать,
а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным.
Познание природы и человека объявлялось сущностью
науки. В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека,
в будущее человечества, в торжество человеческого
разума и просвещения.
Плеяда выдающихся поэтов и писателей, ученых
и деятелей различных видов искусства участвовала
в этом новом великом интеллектуальном движении.
Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени («последний поэт средневековья
и в то же время первый поэт нового времени»), был
флорентиец Данте Алигьери (1265—1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, впитала всю идеологию средних веков. «Ад», «Чистилище» и «Рай» составляют три части его поэмы. Но в то же время в поэзии Данте уже
чувствуются новые, глубоко реалистические мотивы.
Сама классовая борьба в родном городе Данте —
Флоренции отразилась в поэме, как в зеркале. "Божественная комедия" была написана на тосканском наречии, которое
легло в основу будущего национального итальянского литературного языка.