Библиотека > Культура Возрождения > Италия >
Культура Возрождения в Италии 16 века
XVI в. (Чинквеченто) — последнее столетие в истории итальянского Ренессанса. Оно включает пору его ярчайшего расцвета, так
называемое Высокое Возрождение (конец XV — 30-е годы XVI в.),
время Позднего Возрождения (40 — 80-е годы) и период его постепенного угасания в условиях ужесточившейся католической реакции. В эпоху Чинквеченто, как и прежде, светская гуманистическая
культура Возрождения существовала и в той или иной мере взаимодействовала с народной, аристократической и церковно-католической культурами Италии. Общий процесс культурного развития
страны в XVI в. дает пеструю картину также и стилистической
неоднородности, сочетания Ренессанса с возникшим в 20-е годы
маньеризмом и зародившимися в последние десятилетия этого
столетия академизмом и барокко.
Основные этапы политического и социально-экономического
развития Италии в XVI в. хронологически не совпадали с главными
фазами культурных процессов. Высокое Возрождение пришлось на
время опустошительных Итальянских войн (1494—1559), когда
Апеннинский полуостров стал ареной борьбы Франции с Испанией
и Империей за овладение Неаполитанским королевством и Миланским герцогством. В эти войны были вовлечены многие итальянские
государства, преследовавшие и свои собственные политические и
территориальные цели. Войны нанесли серьезный ущерб экономике
страны, терявшей к тому же свои позиции на внешних рынках, что
было связано с перемещением мировых торговых путей в результате
великих географических открытий и турецких завоеваний в Восточном Средиземноморье. Окончание Итальянских войн оказалось
политически крайне неблагоприятным для страны, поскольку Испания закрепила свою власть над Неаполитанским королевством и
утвердила свое господство в Миланском герцогстве и ряде мелких
территорий, но оно создало условия для экономического подъема
в Италии во второй половине столетия. В то же время в сельском
хозяйстве уже в начале века наметилась, а позже усилилась тенденция к рефеодализации, к сохранению традиционных форм землевладения, к реставрации личной зависимости крестьянства.
Капиталы, сформировавшиеся в торгово-промышленной сфере, все
чаще вкладывались в приобретение земель, а не в дальнейшее
развитие производства. Раннекапиталистические отношения в промышленности не получали новых стимулов, и в итоге Италия к
началу XVII в. оказалась намного позади таких передовых стран,
как Англия и Голландия. Ее социальные контрасты поражали
современников-чужеземцев, хотя их проявления и масштабы в
других странах были немалыми. Разрыв между полюсами богатства
и нищеты достиг в Италии небывалых размеров. Усиливался и
социальный протест, выливаясь в периодически вспыхивавшие
городские восстания и крестьянские бунты. С повсеместным утверждением в итальянских государствах абсолютистских форм правления (республиканский строй сохранялся на протяжении всего XVI в.
и позже, до конца XVIII в., только в Венеции) активно шел процесс
продажи и раздачи правителями феодальных титулов и званий
городской верхушке, рос бюрократический аппарат, складывался
слой чиновничества. В новой обстановке менялись настроения и
идеология различных социальных слоев. Этические ценности, распространенные в торгово-предпринимательских слоях, рационализм и принципы честного накопительства, идеи гражданственности и патриотизма уступали место дворянской морали,
ценившей родовитость, фамильную честь, воинские доблести и
верность сеньору. Важное значение получил и культ куртуазное.
В эпоху Контрреформации и католической реакции, резко
усилившейся в последние десятилетия XVI в., с новой энергией и
разнообразными методами насаждались принципы традиционной
церковной морали и благочестия, причем верность ортодоксии
рассматривалась как нравственный постулат.
Определенную трансформацию претерпели и гуманистические
идеалы. Это отразилось в кризисных явлениях, ряд которых наметился в ренессансной культуре уже в эпоху Высокого Возрождения.
Учение о человеке, его месте в природе и обществе получило
развитие теперь не столько в сфере традиционных гуманистических
дисциплин, сколько в натурфилософии и естествознании, политической и исторической мысли, в литературе и искусстве. Но,
пожалуй, главное отличие Чинквеченто от предшествующих этапов
Возрождения — в широком проникновении Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до архитектуры и музыки.
Равномерности развития не знает и XVI в., но зато уже нет такой
области культуры Италии, которая не была бы затронута воздействием Ренессанса. Ренессансная культура, ее гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы широко воздействовали на
жизнь итальянского общества. Хотя нельзя отождествлять представления творцов новой культуры и тех, кто ее воспринимал в меру
своей образованности. Светские начала активно утверждались в
идеологии и менталитете, в образе жизни и повседневном быте
разных социальных слоев. Этому способствовала сама разносторонность культуры Возрождения, многообразие сфер ее проявления и
воздействия — от философии до литературы и искусства. Ренессанс, таким образом, дал импульс усилению процессов секуляризации общественной жизни Италии, повышению роли индивидуального и национального самосознания, выработке новых массовых художественных вкусов.