Библиотека > Культура Возрождения > Италия >
Франческо Гвиччардини
В пору Высокого Возрождения новые подходы к изучению
истории выявились особенно полно в творчестве выдающихся
политических мыслителей и историков — Макиавелли и Гвиччардини. Младший современник Макиавелли, флорентиец Франческо
Гвиччардини (1483—1540) еще в юности обратился к изучению
прошлого родного города. В «Истории Флоренции» он изложил
события с восстания чомпи 1378 г. и до 1509 г., когда писалось это
сочинение. Гвиччардини подверг тщательному анализу эволюцию
политической системы — от пополанской демократии к тирании
Медичи — придя к выводу, что оптимальной формой правления
для Флоренции была бы олигархия, «правление лучших». Политические пристрастия не помешали ему, однако, точно оценить
скрытые пружины государственной жизни Флорентийской республики, увидеть за изменениями структуры власти борьбу своекорыстных интересов отдельных группировок и влиятельных лиц из
социальной верхушки. В отличие от Макиавелли, своего друга,
которого он, впрочем, нередко критиковал, Гвиччардини не склонен был оправдывать систему единовластия ни при каких обстоятельствах — он оставался верным республиканским принципам,
хотя и аристократической окраски, и в других своих сочинениях, в
частности в диалоге «Об управлении Флоренцией».
В "Истории Италии", первом сочинении такого рода, Гвиччардини детально прослеживал политическую судьбу страны с 1492 по
1540 г., то есть того периода, когда она стала ареной международного
военного конфликта, свидетелем которого был он сам. Он обращал
внимание на роль правителей, мудрые или «плохо обдуманные»
решения которых всегда отражались на положении народа, пытался
выяснить глубинные причины политических и военных неудач
итальянских государств. «История Италии» была опубликована
спустя четверть века после ее создания (1561—1564) и принесла
Гвиччардини славу выдающегося историка. Макиавелли и Гвиччардини стали вершиной ренессансной историографии Италии, не
получившей новых сильных импульсов развития в эпоху Позднего
Возрождения и католической реакции, хотя заложенная ею традиция сказывалась на исторической мысли вплоть до начала XVII в.