Библиотека > Культура Возрождения > Италия >
Леонардо да Винчи
Многогранное творчество Леонардо, происходившего из небольшого тосканского городка Винчи (1452—1519), — одна из вершин культуры Высокого Возрождения. Разносторонний гений —
блестящий художник, выдающийся инженер, опередивший свое
время, конструктор всевозможных машин и знаток анатомии, физики, механики, скульптор и архитектор, глубокий мыслитель и
литератор — Леонардо стал воплощением гуманистического идеала
всесторонне развитии личности, подлинным homo universale. Его
пытливый ум стремился во всем к новаторству, пересмотру естественных наук, к их союзу с искусством. Творчество Леонардо связано
с республиканской Флоренцией и Миланским герцогством, папским двором в Риме и годами пребывания у французского короля
Франциска I. Многие его грандиозные проекты и смелые начинания
так и не нашли завершения и в силу высочайшей требовательности
к собственному творчеству, и в силу неблагоприятных обстоятельств. Неоконченной осталась его картина «Поклонение волхвов»; погибла в начале Итальянских войн конная статуя правителя
Милана Лодовико Сфорца, созданная Леонардо в глине и предназначенная для отливки в бронзе; рано начала разрушаться фреска
«Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие, при работе над которой художник смело экспериментировал с
красками. Не были завершены и систематизированы Леонардо его
многочисленные научные труды, охватывавшие широчайший круг
вопросов из самых разных областей знания и художественной
практики. От них остались лишь разрозненные заметки, фиксирующие главные идеи, результаты наблюдений, отдельные мысли, а
также поразительные рисунки, отразившие глубину и оригинальность размышлений и гениальных догадок ученого. Сохранившееся
наследие Леонардо, прежде всего выдающиеся работы, положившие
начало искусству Высокого Возрождения, такие как оба варианта
«Мадонны в скалах», портрет Моны Лизы («Джоконда»), картон
для росписи «Битва при Ангъяри», «Св. Анна с Марией и младенцем
Христом» и другие, а также макеты различных механизмов и его
сочинения обессмертили имя гения итальянского Возрождения.
В молодые годы Леонардо не получил гуманистического образования (он учился живописи во Флоренции в мастерской Верроккьо) и всегда подчеркивал свою отчужденность от почитателей
книжного знания. Его привлекала среда художников, скульпторов,
ученых, занятых естественными науками. Известно, в частности,
его тесное сотрудничество с выдающимся математиком Лукой
Пачоли. Не будучи философом в привычном для того времени
понимании, Леонардо обращался к осмыслению многих теоретических вопросов, проявляя особый интерес к проблемам познания. В
этой связи он уделял большое внимание роли опыта как главного,
на его взгляд, источника представлений о мире и человеке. «Мудрость есть дочь опыта», — повторял он, подчеркивая, что познание,
не прошедшее через опыт, через ощущения, с которых он начинается, не порождает истины о действительных порядках природы.
Леонардо призывал не доверять «тем авторитетам, которые одним
воображением хотели посредствовать между природой и людьми».
Опыт он понимал широко — это и наблюдение над природными
явлениями, и физический эксперимент, и рисунок или инженерная
конструкция. Акцентируя роль опыта в процессе познания, Леонардо не умалял значения и теоретической мысли, обобщения. Он
полагал, что лежащие в основе природных явлений «разумные
принципы» доступны человеческому разуму. Для взглядов Леонардо
характерна пантеистическая тенденция. По его представлениям,
разлитое в природе «разумное», божественное начало открыто
человеку, ибо он сам — неотъемлемая часть природы. Единство
теории и практики стало главным тезисом выдвинутой Леонардо
новаторской концепции научного знания, отвергавшей любые формы чистой умозрительности — как в виде схоластической диалектики, так и в виде гносеологии гуманистов-неоплатоников.
Взгляды Леонардо как мыслителя и художника были близки
позиции Альберти, труды которого он хорошо знал, — его учению
о человеке и особенно достаточно реалистическим эстетическим
принципам. Как и Альберти, он верил в силу разума и знания, в
созидательную мощь человека. По Леонардо, человек-творец может
не только сравниться с природой, но и превзойти ее: «Там, где
природа кончает производить свои виды, там человек начинает из
природных вещей создавать с помощью этой же самой природы
бесчисленные виды новых вещей». Особенно велики творческие
возможности живописца, силой воображения, но также на основе
научного знания создающего на полотне новые облики и формы.
Ставя рядом науку и искусство, особенно живопись, Леонардо видел
в художнике также и ученого. Таким был и он сам, осуществлявший
в своем творчестве союз теории и практики. Глаз живописца он
считал тонким инструментом научного познания и создал в своих
записях своеобразную апологию возможностям глаза.
Современники считали Леонардо человеком слишком смелым
и оригинальным в своих суждениях, кем-то вроде еретика, который
отрицает всякие авторитеты, в том числе и церковные, и доверяет
лишь мысли, истинность которой удостоверена человеческой практикой. В культуру своего времени он внес вклад, редкий не только по
многосторонности, но и уникальный по уровню и масштабам достижений. Его творчество стало убедительным свидетельством сближения
разных сфер культуры в пору Высокого Возрождения. Не случайно он
новаторски рассматривал различные «механические искусства», к
которым причислял и живопись, как деятельность, стоявшую вровень
с почитавшимися издавна «свободными искусствами».