Библиотека > Культура Возрождения > Италия >
Высокое Возрождение в Италии
Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в.
на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего
взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства — на основе
новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура
Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход
процессов культурного развития страны. В немалой степени этому
способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в.
Гуманистический идеал свободной и гармонической личности,
обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с
особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и
литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической
основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика
обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих
мастеров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных
философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии
всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений
стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов
и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.
К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе
на службу художников и архитекторов, литераторов и историков,
политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими
средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от
правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и
Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и
Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного
покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств
существования, налагала определенную печать на их творчество,
заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.
Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они
очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком
стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки
наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и
трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными
утопическими поисками идеального земного града.
Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в
возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв
между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления.
С этим связано появление маньеризма — нового художественного
направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни
человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию
приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая
виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты
вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре,
а на «преображение» ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где
оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано
развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо
и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе — прежде всего творчество
поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно
художественное направление — барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.