Библиотека > Культура Возрождения >
Меблировка дома
Консерватизм был в большей степени свойственен мебели в
домах скромного достатка, чем в богатых. Но и там и здесь
обстановке уделялось значительно больше внимания, чем раньше.
Дом перестал быть логовом, крепостью. С XV в. на смену однообразию, примитивности, простоте интерьера приходит изобретательность, комфорт. От плотницкого дела окончательно отделилось
столярное, стало развиваться ремесло краснодеревщика. Выросло
число предметов мебели. Она украшается скульптурой, резьбой,
живописью, различной обивкой. В богатых домах мебель делается
из дорогих и даже редких сортов дерева: черного дерева, привозимого из Индии, ясеня, ореха и др. Аристократия и городская
верхушка порой заказывали эскизы мебели художникам и архитекторам, из-за чего предметы мебели приобретали отпечаток, с одной
стороны, ярко выраженной индивидуальности, с другой — общего
художественного стиля эпохи. И в мебели обнаруживалась тяга к
античным образцам, расширялись технические возможности. Изобретение станка для выработки фанеры привело к распространению
техники фанеровки и деревянной инкрустации. Помимо деревянной, в моду входила инкрустация из серебра и слоновой кости. В
развитии форм и декорировании мебели и домашней утвари определяющую роль играла Италия. Вне Италии новый стиль распространялся в разное время и приобретал ряд местных особенностей.
В эпоху Возрождения мебель, как и прежде, расставляли вдоль
стен. Основным по важности предметом обстановки была кровать.
В богатых домах кровати были высокими, с приступкой, с пышным,
украшенным скульптурой, резьбой или живописью изголовьем,
балдахином или задергивающимися занавесками. Из живописных
сюжетов на изголовье особенно любили помещать образ Богоматери. В складках балдахинов, предназначенных для того, чтобы
защищать спящих от домашних насекомых, скапливались полчища
клопов и блох, мешая сну и угрожая здоровью. Кровать застилалась
вышитым суконным покрывалом, цветные шелковые одеяла набивались шерстью и простегивались. Постельное белье использовалось еще крайне редко. Кровати делались очень широкими. В
обычных домах на фамильной кровати нередко размещалась вся
семья, и иногда ее просторы гостеприимно принимали оставшихся
на ночлег важных для семьи гостей. Подобное радушие нередко
становилось сюжетом фривольных ренессансных новелл. В самых
бедных городских и деревенских домах спали прямо на полу или
на нарах. Слуги довольствовались охапкой соломы.
Вторым после кровати предметом обстановки, как и в прежние
времена, оставался сундук. Итальянский сундук-чсассоне, который
одновременно служил для хранения вещей и в качестве сиденья,
традиционно составлял принадлежность приданого невесты и размещался в супружеской спальне. В XV в. в Италии появились
кассоне меньших размеров —кассета, а также сундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Из сундука постепенно
сформировался предмет мебели, напоминающий современный диван: ларь со спинками и подлокотниками. Сундуки богато украшались росписью, рельефами, обивались серебром. Слесари
изощрялись в изготовлении всевозможных металлических скреп,
ключей, замков, в том числе и потайных.
Шкафы для одежды еще не изобрели, и вместо них использовались сундуки, выдвижные ящики под высокой кроватью или
вешалки. Зато появились посудные шкафы и секретеры. Первый развился из поставца, на котором хозяева хранили самую ценную
в доме посуду и выставляли ее на обозрение гостям во время
праздничных трапез. Секретер, или кабинет, появившийся в XVI в.,
представлял собой маленький шкафчик со множеством выдвижных
ящиков и двойными дверцами. Они богато инкрустировались.
Столы и стулья, сохраняя утвердившиеся ранее формы (прямоугольную, на х-образных перекладных или четырех ножках) меняли
свой облик за счет более тщательной и изысканной отделки. Но
традиционный стол — тяжелые доски, положенные на прочные
козлы, а также лавки продолжают пользоваться популярностью в
различных социальных слоях.
Особенно следует остановиться на кабинетах и библиотеках,
приобретавших большую важность в богатых жилищах эпохи Возрождения. В то время как библиотеки дворцов и богатых вилл
носили более публичный характер, служа местом поэтических,
научных собраний, кабинеты в большей степени были предназначены для уединения. Там у окна располагался стол, уставленный
письменными принадлежностями и красивыми безделушками из
металла, мрамора, слоновой кости, в том числе имитировавшими
античные образцы. Иногда встречались и оригинальные римские
вещи. В большом сундуке хранились книги и бумаги. С конца XV в.
в частных итальянских домах стали появляться стеллажи и этажерки
для книг. С распространением печатных изданий книги приобрели
на стеллажах вертикальное положение. Книжные шкафы появились
позже. Повсюду в кабинете были расставлены кресла и складные
стулья, так называемые «стулья Савонаролы».
Интерьер менялся не только за счет мебели, украшения стен,
потолков и полов коврами, гобеленами, картинами, росписью,
обоями и т.п. Зеркала, часы, подсвечники, канделябры, декоративные вазы, сосуды и множество других полезных и бесполезных
предметов были призваны украсить и сделать более удобной и
приятной домашнюю жизнь.
Мода на домашнюю обстановку распространялась из одной
страны в другую, от одного общественного слоя к другому. Богатством и разнообразием домашнего убранства отличалась прежде
всего Италия, раньше других европейских стран приобщившаяся к
комфорту и красоте домашнего быта. Примеру верхушки общества,
представители которой соперничали между собой в роскоши, изяществе и удобстве интерьера своих домов, охотно подражали средние слои. В богатых итальянских городах даже у простых людей
имелись кровати и сундуки из орехового дерева, занавески, ковры,
медная и оловянная посуда. Подобную тенденцию — хотя в меньшей степени и позже — можно проследить во Франции, Нидерландах, Германии. Испания в этом отношении стоит несколько
особняком—частью из-за исключительной замкнутости знати,
частью из-за того, что ни знать, ни дворянство, ни горожане в этой
стране, отмеченной печатью Реконкисты, не отличались особым
усердием в устройстве домашнего быта.
Обстановка крестьянского дома оставалась крайне скудной и
удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была
очень грубой и тяжелой, изготовлялась плотницкими инструментами, по-дилетантски, обычно хозяином дома. Материалом служили
необработанные доски, чаще — толстые бруски, а иногда — цельное выдолбленное дерево (например, для изготовления сундуков).
Конструктивные недостатки крестьянской мебели старались возместить резьбой, иногда росписью по дереву — очень традиционными.