Библиотека > Культура Возрождения >
Одежда и мода
Изменения в одежде в XIV—XVI вв. прослеживаются явственнее, чем за многие столетия до этого. Одежда пополняется новыми
предметами, меняется ее покрой, в употребление входят новые
ткани, а известные раньше распространяются шире, чем прежде.
Индивидуализируется костюм. В этих переменах отражались успехи
ремесла и торговли, повысившаяся мобильность и ускорившийся темп жизни. Улучшение в целом качества жизни, рост благосостояния непривилегированных слоев населения также имели следствием оживление интереса к костюму, моде. Они служили средством
самовыражения и утверждения в обществе.
Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был городской костюм. Формы и стиль, вырабатывавшиеся в нем, перенимались другими - как выше, так и ниже стоящими социальными
группами. В то же время естественное тяготение нуворишей к
аристократическому образу жизни порождало в них стремление
уподобиться знати и в одежде. Тем не менее именно в эту эпоху,
как никогда раньше и позже, костюм приобретал ярко выраженные
социальные, корпоративные черты, определяя принадлежность человека к той или иной профессии. Более четко отделяется молодежная мода от одежды пожилых людей, женская от мужской.
Исключительное значение стали придавать украшению одежды,
аксессуарам, прическе, косметике, парфюмерии.
Общую тенденцию в развитии костюма можно определить как
движение от простого к сложному, элегантному, более богатому,
но в то же время более практичному. Формировалась общеевропейская мода, в которой в разное время лидировала та или иная страна,
но вместе с тем сохранялись и развивались местные особенности.
Так, после Столетней войны заметным в Европе стало бургундское
влияние. Во время Итальянских войн, побывавшие в Италии французы, испанцы, немцы и другие завоеватели не устояли перед
обаянием итальянской моды и распространили ее за Альпами. В
XVI в. моду диктовали испанцы, а с XVII в. — французы.
В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение,
повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже
и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со
стороны моралистов. Колебания моды не изменили этой ведущей
тенденции на протяжении веков.
Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из
нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые
постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было
известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их
даже в гардеробе знати было весьма мало. Когда Генрих IV вступил
на французский престол, у него имелась всего дюжина рубах,
причем не в лучшем состоянии. Спали нагишом. Обычай спать в
ночных сорочках стал распространяться только в XVII в. в состоятельных слоях общества. Дамские панталоны появились ближе к
концу XVI в., и первыми их начали носить куртизанки—из
гигиенических соображений и для красоты. Приличные же женщины еще в XVIII в. считали для себя недопустимым их ношение.
Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие
нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые
отступили лишь в XVIII в.
Нижнее платье представляло собой рубаху в ее многочисленных
разновидностях (камиза, шэнс и др.). Рубахи бедняков изготовлялись из грубого холста, состоятельных людей — из льна, тонкой
шерсти, шелка. Их отличало также богатое декорирование: вышивка, шитье бисером, жемчугом, золотом. В XV в. этот предмет одежды
зачастую уже не имел ничего общего со своим прототипом. Рубаха
превратилась в женские платья и мужские камзолы всевозможных
покроев и длины, с длинными и короткими, пышными и узкими
рукавами, свободными, с манжетами и на пуговицах, с открытой и
закрытой горловиной.
Верхняя одежда также развилась из рубахи (блио), одевавшейся
для тепла. Верхняя одежда также укорачивалась, удлинялась, обуживалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы,
позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако
основной тенденцией было обуживание платья сверху до талии, что
давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможности для комбинирования и придания покрою, в частности, женского
платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте
становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто
не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато украшенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.
Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами (котта) и
жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками (сюрко),
кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось
шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ —
пожалуй, наиболее консервативный из всех предметов одежды.
Цельные штаны появились уже в XIV в. Они напоминали собою
скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали
кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. В XVI в., когда
научились вязать и появились вязаные чулки и трико, чулки
отделились от штанов. В XV в. мужские штаны обогатились новой
деталью — гульфиком, незыблемо и со все большей настойчивостью украшавшим мужской костюм на протяжении двух веков.
Изменения в одежде происходили не только за счет длины и
покроя, но и за счет фурнитуры. Пуговицы, известные еще в
древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII—
XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева,
камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Всевозможные тесьмы, шнурки,
ленты, пряжки и даже колокольцы разнообразили костюм. Пояса
не только стягивали и поддерживали просторную одежду, но и в
соответствии с велением моды орнаментировали ее, перемещаясь
то вверх от талии под грудь, то вниз — на бедра. К поясам прикреплялись кошельки. Вначале они были принадлежностью костюма исключительно высших сословий, но со временем обосновались
преимущественно на поясах купцов и ремесленников.
В вышивке наряду с растительным и геометрическим орнаментом важное место занимали гербы, геральдические животные, девизы, изречения. Одежду охотно отделывали мехом. С XVI в., когда
активизировалась торговля между Западной Европой и Русским
государством, на Западе полюбили русские меха, и предметы одежды, отороченные ими, (шапки, воротники и т.д.) вошли в моду под
названием «русских».
Изменения в моде стали возможны также благодаря расширению ассортимента тканей для одежды. Обогатилась новыми сортами
суконная продукция. Появился «ширпотреб», отвечавший растущим запросам и материальным возможностям массового потребителя. Все шире осваивалось в Европе, и прежде всего в Италии и
Нидерландах, производство шелковых тканей, успешно конкурировавших с восточными. Появились ткани в «полоску», «клеточку»,
«горошек» и т.п. Вполне вероятно, что наиболее талантливых
создателей рисунков тканей из Италии вдохновляли полотна их
знаменитых современников. По-прежнему в цене оставались парча
и бархат, особенно вытканный золотой и серебряной нитью. Ширилась география производства льняного и хлопчатобумажного
полотна. На их основе появилась бумазея. Из Венеции за Альпы
перешел хлопчатобумажный бархат. В моду вошла одежда, сшитая
из тканей яркой окраски. Темные и сдержанные тона носили люди
пожилого возраста и вдовы.
В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В
XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость,
удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения
одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали
пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату.
Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового
тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой.
Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые
цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными
аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему
еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из
головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у
женщин очень широко распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам,
различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались
накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чистым челом.
Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под палящим
южным солнцем, чтобы осветлить волосы. Для придания лбу нужной высоты волосы над ним выбривались. И уж никакие проклятия
проповедников и сарказм острословов не могли отвратить женщин
от пользования косметикой, порой чрезмерного.
В XVI в. в европейской моде прослеживается несколько тенденций: «ренессансная», «испанская» и «протестантская». Протестантская мода была наименее самостоятельной. Скорее можно говорить
о том, что под влиянием Реформации во многих странах стали
одеваться скромнее и проще. В первую очередь это касалось бюргерства, значительно более серьезно воспринимавшего протестантскую мораль, чем элита.
Со второй половины XVI в. в Европе все увереннее заявляет о
себе испанская мода. В определенной степени в этом отражалось
растущее политическое влияние Габсбургов и связанная с их именем
Контрреформация. Не случайно в Германии испанской моде раньше всего стали подражать на католическом юге, тогда как в северогерманских княжествах дольше сопротивлялись этому влиянию,
предпочитая протестантскую моду.
Испанская мода подчеркнуто аристократична. Ей соответствовала строгая, жесткая, как бы накрахмаленная одежда, стесняющая
движения. Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой.
Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой.
Плечи выкладывались ватными валиками. Брыжи со временем
достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами.
В эпоху Франциска II причудливая мода довела до гротеска форму
камзола: с помощью ваты наращивались размеры живота. Таким
путем как бы подчеркивались важность и значимость человека. Но
острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом». Характерную черту испанского костюма составляли короткий плащ-накидка, а также жесткие шляпки с узкими полями. В моду вошли
маленькие клинообразные бородки.
Женская одежда во многом повторяла мужскую. Обширнейшие
же юбки — без единой складки — сажались на жесткий каркас. На
ноги надевались деревянные котурны, что вместе с конструкцией
юбки еще больше стесняло движения. Поговаривали, что такую
моду ввели враги танцев из религиозных кругов. Сохраняя свои основные особенности, испанская мода менялась
в течение XVI — первой половины XVII в. Не счесть ее модификаций в одежде отдельных стран и регионов. Даже в народной,
крестьянской одежде встречались ее отдельные черты. Хотя в целом
крестьянский костюм в отличие от относительно космополитичного
дворянского и даже бюргерского был более самобытен. И именно
он как раз в этот период развился в национальный костюм.
С первых десятилетий XVII в. испанская мода постепенно
начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся
подобно другим сторонам быта уже в условиях новой культурной
эпохи — барокко.