Библиотека > Культура Возрождения > Швейцария >
Культура Швейцарии в 15-16вв.
В конце XV в. Швейцария представляла собой конфедерацию
ряда небольших государств-кантонов, к которым примыкали
«союзные земли» с более ограниченным правовым статусом и
подвластные территории, находившиеся под управлением одного
или сразу нескольких кантонов. В г499 г. эта конфедерация,
отделившись от германской империи, отстояла свою свободу в
Швабской войне и добилась фактической автономии страны.
Международную юридическую санкцию своей независимости
Швейцария получила, однако, лишь полтора века спустя, после
Тридцатилетней войны в Европе, на основе Вестфальского мирного договора 1648 г.
Конец XV— начало XVI в. ознаменовались для Швейцарского
союза и другими важными переменами. В 1481—1513 гг. к восьми
его старым кантонам добавились пять новых, в числе которых был
город Базель с единственным в стране университетом. Территория
конфедерации расширилась, причем этот процесс продолжался и
позже, в годы Реформации: город Берн отвоевал у герцогства
Савойского область Ваадт, к конфедерации в качестве «союзной
земли» присоединилась Женева. Союз, однако, не только рос: в ходе
Контрреформации ему пришлось расстаться с владениями южнее
Женевского озера. В целом границы страны в XVI в. определились,
более чем двухвековой процесс формирования швейцарского объединения государств завершился.
римлянки и мужественного республиканца, борца с тиранией.
Обращаясь к античным персонажам, Буллингер в то же время
стремился сделать их фигуры более «немецкими», понятными жителям Цюриха. Так же поступал и друг Цвингли Г. Биндер, который
переложил в стихах на немецкий язык пьесу нидерландского гуманиста Гнафея «Блудный сын». Он поставил ее со своими учениками
в Цюрихе в 1535 г. как некое «зерцало» должного и недолжного в
морали. Педагогические задачи ставились Реформацией широко —
они распространялись не только на школу, но и на всю повседневную жизнь христианской общины. Тем не менее новизна воздействия Реформации на область культуры была сравнительно быстро
исчерпана, чем дальше, тем больше начали сказываться стандарты,
появилась масса эпигонских работ.
Культура и Контрреформация
Культурная жизнь в швейцарских землях, не охваченных Реформацией, была более традиционной и скудной. Наиболее яркие
вспышки творческого дарования здесь нередко проявлялись в полемике с ненавистными протестантами. Подобно тому, как в Германии И. Кохлей «специализировался» на антилютеровских
сочинениях, в Швейцарии то же самое сделал по отношению к
Цвингли Ганс Залат из Люцерна (1498—1561). Он обличал Цвингли
и его сторонников в стихотворных сатирах, выпадами против
Реформации была наполнена его драма с тем же, что и у Биндера,
названием «Блудный сын» (1537). Полемику вел он и в своем
историческом труде «Хроника реформации», которая должна была
опровергнуть «измышления» протестантов.
Новый этап воздействия антиреформационных настроений на
культуру начался, однако, позже —со времени открытого наступления в идейной борьбе, которое предприняли римско-католическая церковь и поддерживавшие ее силы после Тридентского
собора. Представители католиков Швейцарии принимали в нем
участие. Важную роль в создании новой атмосферы в католических
землях сыграли кардинал Карло Борромео, архиепископ Милана,
«надзиравший» за Швейцарией, и фанатичный католик, бывший
воин-наемник, ставший во главе Люцерна, Людвиг Пфиффер. Он
мечтал «стереть Женеву с лица земли». Борромео предложил папе
ввести в Швейцарии должность постоянного нунция, создать специальный семинар для подготовки кадров священников, которые
будут работать в этой стране, передать иезуитам руководство образованием, призвать в Швейцарию капуцинов — образовавшуюся в
1528 г. ветвь ордена францисканцев. Вся эта программа была
реализована.
В Люцерне была основана школа иезуитов, где начала работу
сразу целая группа учителей. Город дал им здание, деньги пожертвовали папа, король Испании Филипп II, герцог Савойский, король
Франции. Позже аналогичные школы возникли во Фрибуре, Золотурне и других местах. В «лесном» кантоне Ури за его счет был
построен монастырь капуцинов, затем их монастыри распространились по всем католическим землям страны. И капуцины, и
иезуиты вели энергичную проповедническую деятельность в духе
решений Тридентского собора.
В Милане Борромео основал Коллегиум Гельветикум — семинар, где ежегодно 40—50 юношей из Швейцарии готовились к
профессии священнослужителей. Этот центр — антипод Женевы —
был родственен ей по боевому духу. В Швейцарии широкое распространение получил католический катехизис иезуита Петра Канизия, ставились, особенно в Люцерне и Эйнзидельне, иезуитские
драмы, изображавшие деяния и мученические подвиги святых.
Межконфессиональные противоречия оказались в Швейцарии
настолько сильными, что едва не привели к расколу конфедерации.
Их смягчили наличие общих владений, подвластных территорий,
которыми управляли католические и протестантские кантоны, а
также политика Франции: в борьбе с Габсбургами она была заинтересована в использовании наемных военных сил Швейцарии и
стремилась не допустить полного развала конфедерации. В самой
Швейцарии даже в наиболее трудные годы ее политического развития также нашлись культурные силы, которые выражали идеи
единства страны, ее национального самосознания. Эти взгляды
утверждал своим сочинением о характере и особенностях швейцарской государственности Йосия Симлер (1530—1576), их развивал
всем содержанием и построением своей работы его друг, Эгидий
Чуди (1505—1572), автор крупнейшей «Гельветической хроники».
Этот плод многолетних трудов отличался исключительным богатством использованных Чуди античных и средневековых источников.
Автор утверждал, что именно в Швейцарском союзе воскресли и
реализуются добродетели гельветов доримского времени.