Библиотека > Культура Возрождения > Швейцария >
Искусство Швейцарии эпохи Возрождения
На протяжении всей эпохи Возрождения швейцарские города в
основном сохраняли свой облик, сложившийся в период средних
веков. Новое строительство долго продолжало традиции поздней
готики и в типах зданий, и в их планировке. Влияние ренессансной
стилистики проявлялось лишь временами, и хотя ранние памятники
ее относятся к началу XVI в. (ратуша в Базеле, Базельские ворота городских укреплений в Золотурне), распространялась она медленно. Главной сферой ее применения стали архитектурный декор и
орнаментика, росписи, украшавшие фасады отдельных зданий,
фонтаны в виде колонн, увенчанных скульптурой, установленные
в честь покровителей — святых на площадях и улицах городов.
Традиции сохранялись особенно прочно при постройке или обновлении культовых сооружений. Редкими исключениями стали храмы
городов на территории, приграничной с Италией, в Лугано,
Локарно, Рива-Сан-Витале. Так, в Лугано фасад готического собора
Сан-Лоренцо был заново богато декорирован в ренессансном духе.
В целом, однако, новые веяния, сочетавшиеся с чертами позднеготической архитектуры, начали нарастать лишь с 70-х годов
XVI в., наложив отпечаток на возведение или перестройку городских ратуш, зданий арсеналов и ремесленных корпораций, торговых и жилых домов. Этот процесс растянулся надолго - обращение к элементам ренессансной стилистики продолжалось
в Швейцарии и в XVII в.
Практически никаких перемен не принесло XVI столетие в уже
сложившиеся типы поселений и жилищ в горных и плоскогорных
сельских местностях Швейцарии. Как и в соседней Австрии, в
Тироле, широкое распространение получили здесь двухэтажные
«альпийские» дома, низ которых выкладывался из каменных блоков,
а верхний этаж был деревянным, с пологой крышей, укрепленной
камнями от сильных ветров, ливней и снеговых оползней. Под ней
в таком доме размещались комнаты и отделенные от них кухней
хозяйственные помещения — гумно, стойла для скота, сараи. В
разных районах Швейцарии и постройки были неодинаковы: в
кантоне Берн сельские Дома обычно представляли собой срубы в
4—5 этажей, нижний из которых служил погребом, а верхние —
для жилья и хозяйственных нужд, в кантоне Граубюнден типичный
дом был каменный, с просторной кухней в центре первого этажа.
В горах — Альпах, Юра, — куда с июня до ноября уходили со
стадами пастухи, постепенно поднимаясь от пастбища к пастбищу,
стояли их бревенчатые небольшие хижины, пустовавшие в остальное время года. Их крыши с высокими крутыми скатами закреплялись камнями. Возвращаясь в долины, пастухи оставляли на столах
хижин немного еды для горных духов и молились о благополучии
своем и скота, перемежая перечисление множества христианских
святых с заклинаниями на древний языческий лад от хищников,
дракона, каменных обвалов и снежных лавин.
Главные достижения швейцарского изобразительного искусства
эпохи Возрождения были связаны, как и в Германии, с первой
третью XVI в., хотя зарождение нового отношения к окружающему
миру сказалось уже в первой половине XV в. Немецкий художник
Конрад Виц, работавший в Базеле, в своей алтарной живописи
создал в сцене чуда один из первых европейских пейзажей с изображением конкретной местности — берега Женевского озера
(1444). В конце века ряд мастеров
Фрибура, Берна, Базеля, Цюриха
обратились в живописи, в основе
еще готической, к попыткам достоверной передачи сцен в интерьере и на фоне природы.
Одним из самых талантливых
художников первых десятилетий
XVI в. был Урс Граф (1485—1527
или 1528). Он вел бурную жизнь,
нанимался ландскнехтом в войска, сражавшиеся в Италии и
Франции. В своих темпераментных, полных динамики рисунках,
нередко служивших также для изготовления гравюр, он создал навеянные натурой, но не чуждые и фантазии образы воинов-наемников, куртизанок, крестьянских пар, сцен лагерной жизни. Обращался он и к аллегориям, библейским темам, декоративным
мотивам.
Уже упоминавшийся Никлас Мануэль Дойч, который с 1522 г.
занялся драматургией, до этого проявил себя в искусстве рисунка,
живописи, витража. Он делал настенные росписи на тему «Плясок
смерти», для которой нет различий в сословном положении, профессии, возрасте людей, создавал алтарные образы святых и картины на итальянский лад с античными героями (в современных
одеждах). В графике он обращался к правдивому до жестокости
изображению солдатской и лагерной жизни и, в отличие от Урса
Графа с его легкими, тонкими рисунками пером, использовал
резкий, грубоватый по выразительности язык. Обоих художников
сближал интерес к композициям с пейзажем как средой действия.
Еще большую роль пейзаж играл в творчестве третьего видного
швейцарского мастера этого времени, Ганса Лея Младшего (ок.
1490—1531). Он также не раз участвовал в качестве наемника в
военных походах. Лей писал картины на батальные и мифологические сюжеты, но лучшими его созданиями стали пейзажи — зарисовки с натуры, фоны картин, фантастические ландшафтные
образы, сплавленные из живых наблюдений. Он умел глубоко
раскрыть поэзию жизни природы и любовь к ней роднила его
искусство с творчеством немецкого художника Альтдорфера и
мастеров пейзажа «Дунайской школы».
Самым крупным художником, работавшим в Швейцарии в XVI в.
был Ганс Гольбейн Младший (1497/1498—1543). Вместе с рано
умершим братом Амброзиусом, создателем живописных и графических портретов, он в 1515 г. приехал в Базель из Аугсбурга, где
оба брата учились у отца, портретиста и автора ряда алтарей.
Гольбейн принадлежал уже к иному поколению мастеров, чем
Дюрер, и сумел придать завершенную форму новому ренессансному
стилю, который Дюрер вырабатывал так трудно и напряженно.
Способствовала этому и поездка Гольбейна в Северную Италию,
где он мог непосредственно познакомиться с ренессансным искусством этой страны. Он путешествовал также во Францию, выезжал
для работы в Англию, и проведя в Базеле в общей сложности
13 лет, с 1532 г. переселился в Лондон, где стал придворным
живописцем Генриха VIII. Гольбейн был разносторонним художником: он создавал монументально-декоративные работы, расписывая фасады домов в Люцерне и Базеле, большой зал базельской
ратуши, а позже — «Стальной двор» немецких купцов в Лондоне,
и он же виртуозно выполнил изящные, полные иронии и юмора
рисунки на полях изданий «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского, серию гравюр «Пляски смерти», рисунки для гравюр книжного оформления и для изделий
прикладного искусства. Он в
равной мере владел искусством
живописи и графики, был создателем алтарных образов, картин,
панно, но главную славу ему
принесли портреты — парадные, интимные, групповые, детские, портреты придворной
знати, купцов и других горожан,
иностранных послов, гуманистов, с которыми он дружил —
Эразма, Томаса Мора, Бонифация Амербаха. Гольбейн был мастером глубоких и объективных
характеристик людей, он умел
без идеализации раскрывать неповторимо индивидуальное своеобразие личности. Самый
«ренессансный» из художников
немецкоязычного региона, он стоял в нем особняком, так как его
образы, как правило, были лишены драматизма, широко распространенного в искусстве Германии и Швейцарии, и в меньшей мере
связаны с готическими традициями, чем у его современников.
Влияние Гольбейна, особенно сказавшееся в Англии, где в ту
пору еще не было собственных художников его масштаба, в Швейцарии ощутимо проявилось в развитии портрета. Воздействие Гольбейна заметно в творчестве крупнейшего цюрихского портретиста
Ганса Аспера (1499—1571), писавшего портреты Цвингли, и в
искусстве работавшего в Шафгаузене и Цюрихе Тобиаса Штиммера
(1539—1584).
Реформация, лишив мастеров искусства церковных заказов,
особенно на живописные и резные деревянные алтари, сузила
возможности привычного приложения сил художников, но все же
не была главной причиной общего упадка изобразительного искусства в Швейцарии во второй
половине XVI в.: ведь этот процесс происходил и в католических областях. Подобно Гольбейну, из Швейцарии уезжают в
поисках более выгодной работы
Штиммер и еще раньше — его
ровесник Йост Амман (1539—
1591). Оба отправляются в Германию. Амман создает в Нюрнберге ряд обширных серий гравюр на дереве, в том числе серию
из более чем сотни композиций
с представителями различных сословий и ремесленных профессий, обрисованных в характерном для них бытовом и трудовом
окружении. Подписи к этим гравюрам сделал в стихах Г. Сакс.
Амман изображал также в маньеристическом духе сцены верховой езды, игры в карты, охоты,
разнообразие женских костюмов,
разновидности гербов. Интерес к
типам, костюмам, быту вытесняет здесь ренессансный интерес к
индивиду. Это своеобразное развитие на новый лад тех традиций изображения пестрой и многообразной жизни людей, которые еще в русле поздней готики проявились в швейцарских иллюстрированных хрониках XV в., в том числе
в «Люцернской хронике» Дибольда Шиллинга.
В отличие от изобразительного искусства, декоративно-прикладное искусство Швейцарии упадка во второй половине XVI в.
не переживает. Оно сохраняет традиционно высокий технический
уровень, к концу века все шире использует прихотливую, изощренную маньеристическую орнаментику. В народном творчестве домотканные костюмы, керамику, деревянные (с резьбой) предметы
домашнего обихода и кухонной утвари украшают, как это делалось
веками, геометрическими, реже растительными орнаментами, симметричными композициями с птицами, животными, фигурками
людей у «древа жизни». Эти традиции мало изменятся до конца
XVIII—начала XIX в.