Библиотека > Религиоведы и социологи от А до Я >
Никольский Н.М.
Никольский Николай Михайлович (1877—1959). Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та в 1900 г. Занимался историей древнего Востока («Израиль и Вавилон», 1910 г.; и др.); библеистикой («Царь Давид и псалмы», 1908 г., «Древний Израиль», 1911 г.; и др.); проблемами происхождения христианства и формирования книг Нового завета («Раннее христианство», 1908 г.; «Иисус и первые христианские общины», 1918 г.; и др.); историей православия, старообрядчества и сектантства (в многотомной «Русской истории с древнейших времен» под ред. М.Н. Покровского — разделы: «Первобытные религиозные верования и принятие христианства» (т. I, 1909 г.), «Народная религия и церковь в XIV—XVI вв.» (т. II, 1909 г.), «Реформы Никона и религиозно-социальные движения во второй половине XVII в.» (т. II, 1909 г.), «Религиозные движения в XVIII в.» (т. IV, 1912 г.), «Религиозные движения в XIX в.» (т. V, 1912 г.), «Государственная церковь в XVIII и XIX вв.» (т. V, 1912 г.). Книга «История русской церкви», фрагменты которой приводятся в хрестоматии, была издана в 1930 г. (3-е изд. — в 1985 г.).
Старообрядчество рассмотрено Н.М. Никольским как социально-религиозный феномен, развившийся в самостоятельную деноминацию и базировавшийся на росте торгового капитала. Никольский предлагает объяснение торговых и промышленных успехов старообрядчества, указывая наряду с прочим на такой «этический» момент, как «необыкновенная солидарность старообрядческих бюргеров между собой». Работу Никольского можно рассматривать как аналог веберовского исследования роли «протестантской этики» в развитии капитализма в Западной Европе. Он указывает, что уже в середине XVIII в. старообрядческая буржуазия обладала «великими промыслами и торгами». Под этим углом зрения рассматривается и сектантство, его связь с развитием промышленного капитала в России. Интерес представляет также анализ вопроса об отношении православной церкви к капиталистическому накоплению.