Сорокин Питирим Александрович (1889-1968). Закончил юридический факультет Петербургского ун-та (1914). Под влиянием М.М. Ковалевского, Л.И. Петражицкого, Е.В. Де-Роберти и Э. Дюркгейма обращается к анализу широкого круга социальных явлений, в числе первых — работы по морали, религии, праву. В 1920 г. выходит двухтомная «Система социологии». В этой работе Сорокин рассматривает религию и церковь как компоненты «кумулятивных группировок» в их соотношении с государством и кастой. Ядро религии он видит не в верованиях, не в комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях, сопряженных с верой. Логика мало заботит веру. Верования, догма — только выражение, «идеологическое оправдание» «чувств-эмоций» человека, воплощенных в нравах. | |
Утверждение, что религия формируется под влиянием социальной среды, Сорокин обосновывает в работе «Голод и идеология общества», обращаясь к раннему христианству как разновидности коммунистической идеологии и его последующему «обратному движению» к идеологии, приемлющей мир с его богатством и бедностью. В результате, как показывает Сорокин в историческом очерке развития христианской церкви, возникавшие в средние века идеологии с коммунистическим оттенком, хотя и на почве христианства, должны были принимать антицсрковный характер. Разработка Сорокиным этого круга вопросов примыкает к тому, что в этой области делали Э. Трельч и М. Вебер, рассматривая соотношение «церковь — секта». Своеобразие Сорокина в том, что он социологический анализ коммунистических идеологий доводит, начав с христианства, до марксизма, исходя из того, что «сходные причины вызывают сходные следствия».
|
|
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. - М.:Аспект-Пресс, 1996. |