Библиотека > История русской культуры >
Культовая архитектура
С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и
монастырей. Языческая Русь не знала храмов, она поклонялась своим богам на специальных полянах, возвышенностях или в утаенных в лесу местах. На смену
полянам приходит другое место поклонения, которое
было присуще ранним христианам — пещера. Одним
из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI века Печеры или
пещеры, — это место, где первоначально селились
христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный
монастырь. Другое новшество, принесенное христианством, — иконы (от греч. eikon — изображение, образ),
представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное
значение. Иконы заменили деревянных истуканов,
символизировавших языческих богов.
Постепенно на Руси получает развитие культовая
архитектура, представленная двумя типами построек — наземными и подземными. Те и другие являлись
каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и
храмами.
Из подземных монастырей получили известность
Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный
монастырь в Чернигове — уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069),
Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные монастыри и комплексы распространены во многих культурах мира.
На Русь они пришли вместе с другим явлением,
заимствованным у византийских христиан. Его именуют
исихией (от греч. hesychia —покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили
уединенным местом для проведения особой духовной
практики, связанной с преображением человеческого
духа через аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредоточенности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии, пещерное затворничество не превратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое
движение с тысячами преданных поклонников.
Первые наземные каменные церкви строились
в византийском стиле. Таков кафедральный собор
Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы.
Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы
и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она
начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Можно говорить о том, что она определяла мировую художественную моду. На учебу в Константинополь, как позже во Флоренцию, Рим и Париж,
постоянно выезжали европейские художники. Поэтому русские перенимали лучшие мировые образцы, а
не провинциальные модели, успевшие прочно устареть. Правда, в отличие от византийцев, русские зодчие строили соборы и церкви с более узким и высоким силуэтом. Специалисты полагают, что русский
самобытный стиль сложился благодаря неустанным
экспериментам зодчих с таким важным элементом религиозного здания, как купол. Образцом для подражания при создании самобытного церковного купола византийские модели послужили русским архитекторам
лишь отчасти. Более сильное влияние оказала форма
войлочного шатра, которая была распространена у
скифов, сарматов, печенегов и других кочевников, с
которыми русским приходилось постоянно соприкасаться. Таким образом, луковичная форма церковного
купола пришла в Россию, не из Византии.
Основой культовых сооружений в домонгольской
Руси являлась византийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа неба, чем купол. Соединение базилики с
куполом привело к сооружению знаменитой Софии
Константинопольской (523—537 гг.) — «новой модели
мироздания».
Византийский крестово-купольный храм стал в
Древней Руси основной архитектурной формой. Одним
из первых каменных зданий Киева была Десятинная
церковь (990—996 гг.), построенная византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими
образцами храмы украшались фресками и мозаиками.
В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту
(Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей. Подкулольное пространство отводилось образу
Вседержителя —Творца и Повелителя Вселенной. На
стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в
традициях Византии — князья и их семьи.
Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы
правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Главным
культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) —
храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми
выступами — апсидами, увенчанный одним большим и
12 малыми куполами. Внутри собор отличается великолепным убранством: он украшен мозаикой, фресками,
отделан полированным и резным камнем, майоликой.
Древние зодчие умели безошибочно выбирать места
для храмов — по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны. Русские церкви
стали органичной частью сельского ландшафта, а в
городах они превращались в центр всего архитектурного ансамбля.
Русская архитектура второй половины XII века,
как и готика в Западной Европе, была искусством
городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов — Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск,
Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др.
Основная часть города — детинец (позднее его стали
называть кремлем), укрепленный административноправительственный центр и примыкающий к нему
посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских
поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую
сеть улиц. Характерными для облика города были
феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором. В храмовой архитектуре городов преобладают
четырехстолпные храмы. В XII веке ведущей стала
архитектура башнеобразного типа. Такие ее элементы, как ярусность закомар-кокошников и пирамидальность венчающей части, на долгое время станут излюбленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке
в чисто декоративный мотив.
В архитектуре и в живописи постепенно угасал
«византийский классицизм», вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XII веке «фольклорного сознания» привело к расцвету декоративно-прикладного искусства «звериного стиля»,
напоминающего романский стиль. Но в нем нет устрашающих демонических существ, большое место занимает растительный орнамент. Вместо борьбы темных и светлых сил во всем царит мировая гармония.