Библиотека > История русской культуры >
Барокко в отечественной культуре 17 века
Русское барокко проявилось в избыточности чисто русских архитектурных украшений: ряды закомар и кокошников, колончатые украшения, например оконных проемов, сочетание штукатурки с кирпичной кладкой, золочение и др. украшение куполов. Затем возникла архитектура т.н. "нарышкинского барокко" - явно западной ориентации, с использованием кружевной лепнины, граненых куполов, колончатых барабанов. Исчезает былое разительное отличие церковной архитектуры от светской. Разумеется на этом этапе (к. 17 в.) прямых аналогов между элементами русского и западного барокко нет: если суть западного барокко в свободном перетекании объемов, плавности волютных обводов, то "нарышкинское барокко" - нагромождение многогранных клетей на квадрифолии (четырехлепестковом в плане здании).
Западное барокко было завезено уже при Петре итальянскими и французскими мастерами.
В первые годы царствования Петра ориентация на протестантские страны отразилась в архитектуре Доменико Трезини, скупо использовавшем барочные формы, что придало особое обаяние облику северной столицы. Сухой практицизм изменил характер русской живописи: созданное в 1724 г. художественное отделение при Академии наук призвано было подчинить искусство задачам научного изучения природы.
Дальнейшее следование по пути сакрализации абсолютизма отразилось в привлечении в Россию мастеров барокко и классицизма. Откровенное стремление превзойти роскошью Версаль отразилось в творении французского архитектора Леблона - Петергофе, загородной резиденции Петра. Вполне получило признание в России творчество уже не востребованных на Западе мастеров барокко - особенно отца и сына Растрелли. Но духу дворцового волюнтаризма больше соответствовал стиль рококо, к которому и тяготело искусство 18 в.
В течение смутного времени Русь находилась в состоянии разорения. Монументальная архитектура и живопись не развивались, не строили новых палат, храмов, не писали фресок. Строители и живописцы покидали Москву и другие крупные города. Отдельные станковые иконы(произведения строгановских мастеров) отражали тревоги и муки своего времени. Икона "Боголюбская Богоматерь"(н. 17в.), изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых, взывающих о спасении Руси. Строгановская школа иконописи(Прокопий Чирин и др.): горький пессимизм, ущербность образов. Иконы представлены в Успенском соборе в Москве, в Новодевичьем монастыре. Кроме этого в русском искусстве н.17в. проявляются героические, боевые мотивы. Ростов: шитое знамя с изображением архангела Михаила и Иисуса Навина в Борисоглебском монастыре. Икона "Архангел Михаил-воевода" (н.17в.). В 17 столетии, после изгнания иноземцев древнерусская архитектура переживает новый подъем. Московский Кремль становится символом величия Руси. Сооружения и стены восстанавливаются и получают дополнительное декоративное убранство. Спасская, Арсенальная угловая, Москворецкая угловая, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная угловая и др. башни увенчаны каменными шатрами с государственным гербом. Декоративный каменный верх Спасской башни надстроен в 1625г. английским архитектором Христофором Галофеем и русским архитектором Баженом Огурцовым. Удачно сочетается шатровая русская форма с готическими мотивами. Шатровые верхи других кремлевских башен возведены в 17в. русскими строителями. Московский Кремль становится одним из наиболее оригинальных творений архитектуры. Верхние части органично сливаются со своими основаниями. В 17в. в Кремле возведено множество построек: приказных палат, церквей, монастырских подворий, боярских домов и дворов. Переизбыток больших и малых зданий сделал Кремль тесноватым. Утеряв стройность и четкость архитектурной застройки, Московский Кремль приобрел в 17в. сказочную красоту древнерусского барокко. В 1636г. возводится Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов и Трофим Шарутин). 3-х этажное каменное здание на подклете имело ярусный характер. Белокаменные расписные наличники, золоченые крыши с репьями, карнизы составляли богатое убранство зданий.
Башни Троице-Сергиевой обители также получили новый облик в стиле древнерусского барокко. Прототипами русских храмов 17в. являлись московские кремлевские сооружения (Успенский собор1479г. ит. зодчего Аристотеля Фиорованти). На основе московского зодчества создается общерусская архитектура, прививавшая понятие о территориальной и политической целостности Руси. Неистощимой выдумки и творческого изобретения полны лучшие образцы церковного зодчества 1 пол. 17в.: Казанский собор на Кремлевской площади, построенная князем Дмитрием Пожарским церковь Троицы в Никитниках в Москве. Обширное здание Патриаршего двора в Кремле(1655) с церковью Двенадцати апостолов, поставленной на сводах выездных ворот, положило начало строительству архиерейских домов и трапезных палат. Большая Крестовая палата этого сооружения была перекрыта сомкнутым сводом и не имела опорных столбов. Во 2пол. 17в. каменное зодчество на Руси принимает монументальный размах и исключительную декоративность. Шатровые храмы уже не строятся. Зодчие развивают мотивы 5-главых и 9-главых храмов: пышность и великолепие храма Троицы в Останкине, церковь Николы в Хамовниках(1679), Покровский собор в Измайлове. В сер. и 2 пол. 17в. строительство идет в Ярославле, Угличе, Костроме, Ростове Великом.
Храм Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Воскресенский собор в Новом Иерусалиме под Москвой(2пол. 17в.). Столпы-звонницы, сооруженные по образцу Ивана Великого - в Саввино-Сторожевском, Новоиерусалимском, Новодевичьем и в др. монастырях. Древнерусская архитектура в причудливых формах, в вычурных декорациях зданий переходит к стилю барокко. Церковные главы в форме воинского шлема приобретают формы, близкие к луковице или груше. Терракотовые пояса, изразцы, круглые и килевидные кокошники, пилястры, полихромная майолика. Древнерусское барокко было родственно западно-европейскому. Новоиерусалимский монастырь, дворец в Коломенском(1681), Крутицкий теремок в Москве(1680).
Русские деревни были застроены бревенчатыми избами, крытыми тесом и соломой, с очагами без труб. В 17в. происходит влияние каменной архитектуры на деревянную, а ранее было наоборот. Церковь в Кижах (двадцатидвуглав), церковь в Вытегорском поюсте (семнадцатиглав). Мотив традиционного пятиглава идет от архитектуры Успенского и Архангельского соборов.
Воссоединение в 17в. Украины с Россией вызвало оживленные культурные связи между обоими народами. Новое течение в каменной архитектуре, "нарышкинское барокко", удачно сочетает русские и украинские строительные приемы, а также черты западноевропейской ордерной системы. Храмовые главы в сооружениях "нарышкинского барокко" принимают вид царских ворот или короны. Колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях.
Во 2пол. 17в. строятся надвратные каменные храмы - верхние этажи святых ворот монастырей и кремлей. Врата Киево-Печерской Лавры, увенчанные храмом, стали известны в Москве в результате воссоединения Украины с Россией. В сер.17в. кремли теряют свое оборонительное назначение и становятся декоративными.
Симеон Полоцкий - (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-1680) белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Преподавал в школе Заиконоспасского монастыря. Соавтор проекта славяно-греко-латинской академии. Один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии.
Епифаний Славинецкий - (? - 1675) русский и украинский деятель и ученый. Писал проповеди, духовные песни, книжные эпические песни философского содержания, первые научные сочинения. Составитель греко-славяно-латинских и филологических словарей.