Библиотека > История русской культуры >
Культура Киевской Руси
IX век в истории славянского народа открывает
новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с
помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород
в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха
(1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси— середина IX— начало
XII века.
Рюриковичи, династия русских князей — великих
князей киевских, владимирских, московских и русских царей (конец IX—XVI вв., последний Рюрикович — царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали
также некоторые дворянские роды до нач. XX века, потомки удельных князей.
В культурологическом плане начало нового этапа
следует связывать с принятием Русью христианства.
Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом
в истории и культуре восточнославянских племен.
Вместе с новой религией они восприняли от Византии
письменность, книжную культуру, навыки каменного
строительства, каноны иконописи, некоторые жанры
и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский
уровень. В течение четырех последующих столетий
Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое
демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население
достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые
городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск.
Это было самое большое и населенное государство
Европы.
Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке
о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской
культуры. Некоторые полагают, что тем самым она
навсегда отгородила себя от католического Запада и,
как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия
дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбравПравославие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника.
Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее -
к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией
продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что
проявилось а создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской
академии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество.
Крещение Руси происходило по византийскому
образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему принять их веру:
«немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане),
хозарские евреи и др. Владимир, по совету своей
дружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особым восторгом рассказывали о
виденном ими православном богослужении в константинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное
византийскому православию, объяснялось не только
красотой богослужения, но и социально-политическими причинами.
Характер исторического выбора, сделанного в
988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало
плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной
и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и
Азиатским Востоком — с другой. Уже в Х веке Древняя
Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей —
из Северной Европы в Византию. В IX—Х веках был
известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и
Каспию до Багдада, которой пользовалось население
южных областей восточнославянского мира. Однако, несмотря на географическую близость Западной
Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном
направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его
официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.