Библиотека > История русской культуры >
Периодизация русской культуры
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три
тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу
лет, — можно подразделить на три периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная
культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и
где с наибольшей силой проявил себя национальный
гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых
(1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период
выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным
источником культурных заимствований и подражании
в это время становится Западная Европа. Главной
сферой, где формировалась творческая мысль и где с
наибольшей силой проявил себя национальный гений,
являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным
и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром
не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание
самобытной, основанной на марксистской идеологии,
социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской,
поскольку она удивительным образом соединяет то и
другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Определяющим моментом культурного развития
советского общества (в пределах его государственных
границ) надо считать разделение общего культурного
пространства на культуру официальную и культуру
неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и
нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась
мощная культура Русского зарубежья, которая, как и
неофициальное искусство внутри СССР, находилась в
антагонизме с официальной культурой.