Библиотека > Культурологические школы >
Культура и природа: подход к проблеме в культурологических учениях
Природа и культура - с позиций современного научного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные,
но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.
Маркс "…культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…оставляет после себя пустыню…"
Энгельс "Не будем, однако, слишком обольщаться относительно побед человека над природой.
За каждую такую победу она мстит нам. Это, что, во-первых, каждая такая победа приносит ожидаемые результаты,
но также верно, что во-вторых и в-третьих, она оказывает различные непредсказуемые эффекты, перечеркивающие
зачастую все положительное".
Фрейд: "Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру,
которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры,
ее подлинное обоснование - защита нас от природы".
Но прояснением связей между культурой и природой мы обязаны российскому естествоиспытателю и мыслителю В.И.
Вернадскому. Он органически соединил в творчестве естественнонаучное и гуманитарное видение мира, науки о земле
и "живом веществе" с науками о человеке и обществе, способствуя превращению культурологии в учение будущего,
рассматривающее судьбы человечества в неразрывном единстве с природой и космосом - антропокосмизм.
Для современной культурологии значение имеет учение Вернадского о ноосфере (ноос (гр. - разум, сфера - шар).
Термин "ноосфера" впервые вел в научный обиход фр. ученые Э.Леруа и П.Тейар де Шарден. Считая "ноосферу",
сферу разума, продолжением формы биосферы, Вернадский говорил о мировой и духовной культуре, которая возникла из
растительного и животного мира ("живого вещества") и в течение многих миллионов лет существования человека превратилась
в геологический фактор, изменяющий и одухотворяющий лик нашей планеты и ближайшего космоса.
Он выдвинул гипотезу о том, что наряду с другими видами энергии и биохимической энергией живого вещества с
появлением на земле человека начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом,
которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты.
Глобальные проблемы, изучение и решению которых посвятил себя Римский клуб - совокупность
жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. В силу
этого они перерастают в сферу идеологии, а тем более политики. "Глобалисты" выступают от имени всего человечества,
как одного биологического вида. Основатель - А.Печчеи, в его книге - "Человеческие качества" провозглашается необходимость
перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах - чувстве принадлежности
ко всему человечеству, частичном отказе от их суверенности и эгоистических интересов отдельных стран и народов,
и решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов.
Аурелио Печчеи родился в 1908 г в Турине, был предпринимателем и финансистом, главой известных фирм
"Италоконсульт" и "Оливетти", одним из руководителей концерна "Фиат" и ряда других. В годы второй мировой
войны был участником группы итальянского движения Сопротивления фашизму. Однако деловая карьера была лишь прологом.
В конце 50-х годов он стал организатором общественного движения, голос которого услышал весь мир.
В центре внимания Печчеи оказываются взаимоотношения человека, природы и техники. Той культуре и образу жизни,
которые зародились в эпоху неолита пришел конец, считал он. Середина ХХ века не просто очередной период истории
технической цивилизации - это начало новой эры. Человечеству грозит гибелью поднятая им самим волна отрицательных
последствий промышленной деятельности. Развитие техники уже привело к необратимым изменениям природы, которые могут
вызвать глобальную катастрофу. "Мы - все вместе и каждый из нас несем ответственность не только перед современниками,
но и перед будущими поколениями".
В апреле 1968 года около 30 видных ученых из разных стран мира получили
приглашение прибыть в Рим для обсуждения "актуальных проблем современного обществе в их совокупности". Участники
съезда, к которым примкнули и другие крупные специалисты образовали союз единомышленников Печчеи. Эта организация
получила название Римский клуб. Он стал заказывать ведущим специалистам мира и членам клуба исследования по
интересующим его вопросам, а затем публиковать полученные результаты в виде "Докладов Римского клуба".
В организацию вошли более 100 ученых, общественных деятелей и бизнесменов из 53 стран мира, в том числе и из России.
В 1972 году вышел в свет первый "Доклад Римского клуба", подготовленный учеными США, под руководством Медоуза, в
котором был опубликован тезис о том, что рост потребления природных ресурсов и соответственно отходов производства
имеет границы, определяемые возможностями биосферы, что грозит экологической катастрофой. До 1991 года было
опубликовано еще 18 докладов. Деятельность Римского клуба продолжается и сегодня. В 1991 году в России была
опубликована книга "Первая глобальная революция", авторами которой явились члены Римского клуба, ученые Кинг и
Шнайдер, в которой они предупреждают мир, что в погоне за материальной выгодой человечество, эксплуатируя природу,
уничтожают планету и самоё себя.
Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) - биологическая наука, изучающая поведение животных
в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII-XIX вв.
Значительное влияние на становление Э. оказали работы Ч. Дарвина. Создатель Э. Э. Геккель использовал термин
"этология" как синоним экологии. Совр. Э. возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К.
Лоренца и датского биолога И. Тинбергена. Термин ввел в 1859 г. фр. зоолог И. Жоффруа Сент-Илер. В наст.
время этологи выдвинули ги-потезу, получившую название "Инстинктивные основы человеческой культуры".-
теория, выдвинутая биологами К. Лоренцом, Н. Тинбергеном, К. фон Фришем. Ученые перенесли наблюдения,
накопленные в этологии, на человека и че-ловеческое общество. Инстинкты животных, отраженные в их
устойчивом поведении ("свадебные" пляски, строительство жилищ, забота о потомстве, взаимная передача
звуковых и визуальных сигналов, коллективный "быт" пчелиных и муравьиных колоний, а тем более "разум"
таких высокоразвитых животных, как собака или лошадь), отождествляются этологами с естественными истоками
человеческой натуры. По Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культур, ритуалам и нормам человека
и созданы в результате естественного отбора. К. фон Лоренц в своих работах уделяет большое внимание способам
передачи информации отдельными видами животных и насекомых, т. е. изучению их пока непонятного нам языка.
В этом усматривается прямая связь человеческой культуры. Изучение инстинктов дает возможность изучить базовые
основы развития культуры.
Альберт Швейцер - немецко-французский известный мыслитель, философ, гуманист, музыковед, теолог, органист,
врач, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель. Он один из немногих соединил свое философское учение о
милосердии с организацией больницы в Экваториальной Африке и провел там много лет жизни. Он предвидел опасность
экологического кризиса, требовал запрещения атомного оружия. Он выступил с универсальным принципом благоговения
перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Вначале его призывы звучали как чудачества, но позже
они переросли в общественные движения в защиту детей, инвалидов, стариков, женщин, образовались общества
покровительства животным, возникла "Красная книга" исчезающих растений. Среди причин упадка европейской культуры
начала ХХ века Швейцер указывал на утрату человеком творческой сущности труда в процессе механизации промышленного
производства. Пути дальнейшего прогресса культуры Швейцер видел, во-первых, в возрождении и постоянном совершенствовании
ее нравственного характера, и во-вторых, в неотложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего
мировоззрения, которой включает в себя нравственно-экологические и космические императивы, характерные для
общечеловеческой культуры рубежа столетий. Утверждал концепцию единства культуры с идеей непрерывностью
культурного развития человечества. Схож с Рерихом в утверждении о неизбежности синтеза культур, который
необходим человечеству, вступившему на путь освоения Космоса. Утверждает культуру как средство духовной
связи человечества с Космосом.
Исходный принцип мировоззрения Швейцера - "благоговение перед жизнью", как основа нравственного
обновления человечества. Этот принцип он считает и сердцевиной и смыслом культуры. Культура, лишенная
нравственно-гуманистического содержания, превращается в псевдокультуру и ведет к кризису цивилизации,
лишая ее жизненных перспектив. Кризис культуры проявляется в кризисе рационализма, свойственного
прежней философии. Критиковал "упрощенную концепцию культуры" согласно которой "культура состоит
преимущественно в научно-технических и художественных достижениях и может обойтись без этики или
ограничиться ее минимумом". Швейцер полагал, что культура - это не только итог деятельности отдельных лиц,
но и всего человечества во всех областях и аспектах деятельности человека, достижения культуры способствуют
духовному совершенствованию человека и общему прогрессу всего общества. Его основные работы: "Культура и этика",
"Благоговение перед жизнью", "Упадок и возрождение культуры".