Библиотека > Культурологические школы >
Антропологическая школа
Антропологическая школа в культурологии, сложилась в
Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между
собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной
культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также
название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества. А.Ш. сохранила некоторые взгляды мифологической школы: она отводила большую
роль в первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорных произведений лежат
мифы. Но мифы она считала вторичным явлением, к-рому предшествовал анимизм — одушевление человеком сил природы.
Эта школа была более прогрессивной, нежели мифологическая и миграционная школы. Она вышла за рамки изучения
культуры родственных и связанных между собой народов,
сделала важные обобщения особенностей культуры народов
мира. Представители А.Ш. пришли к выводу, что все народы
проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так
как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.