Библиотека > Культурологические школы >
Общественно-историческая школа
Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к
Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно
историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными
представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в
России — Н.Я. Данилевский.
Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк
культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы»
(1921-1923).
Необычна творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового служащего,
Шпенглер не имел университетского образования и смог закончить лишь среднюю школу, где изучал
математику и естественные науки; что касается истории, философии и
искусствознания, в овладении которыми он превзошел многих своих выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно,
став примером гениального самоучки. Да и служебная карьера Шпенглера ограничилась
должностью учителя гимназии, которую он добровольно оставил в 1911 г. На несколько лет он заточил себя в маленькой квартире в Мюнхене и занялся осуществлением своей заветной
мечты: писал книгу о судьбах европейской культуры в контексте мировой истории — «Закат Европы», выдержавшую только в 20-е годы 32
издания на многих языках и принесшую ему сенсационную славу
«пророка гибели западной цивилизации».
Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую
мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно Ницше, он был
ярким представителем так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию
«мертвому» рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а
на ее органическую природу. Он считается
классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими
субъектами выступают не отдельные
народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты,
объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом
Шпенглер повторял нашего соотечественника Н.Я. Данилевского и
так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая
Европу уже обреченным и умирающим его звеном. Шпенглеру принадлежит и
наиболее распространенная трактовка различий между понятиями «культура» и «цивилизация», подробно развитая им в книге
«Закат Европы». В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего
«организма», спаянного внутренним единством и обособленного от
других, подобных ему «организмов». Существование общечеловеческой преемственности в культуре
Шпенглер отрицает. В истории человечества он выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую,
китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую
и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому
культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое
глубинное и плодотворное взаимодействие между
ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию,
переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою,
от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе. Такой переход для греко-римской культуры произошел, по
Шпенглеру, в эпоху эллинизма (III—I века до н.э.), а для западноевропейской культуры — в прошлом веке. С наступлением цивилизации
начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы «Закат Европы», по аналогии с гибелью
Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса,
гибели западноевропейского общества под натиском новых «варваров» — революционных сил, надвигавшихся с Востока. История, как
известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера, а новой «русско-сибирской» культуры, под которой подразумевалось так называемое со-
циалистическое общество, пока не получилось. Показательно, что некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко
использовались идеологами фашистской Германии.
Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) — английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории» (1934—1961) —
труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера)
так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота
«цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».
А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка;
следуя примеру своей матери — преподавателя истории, закончил
Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в
Афинах (Греция). Вначале он увлекался античностью и трудами
Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел.
С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской,
а позднее и всемирной истории в Лондонском университете. В годы
первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с
МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил
Королевским институтом международных отношений. Значительную
часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда —
энциклопедической панорамы развития мировой культуры.
Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность
параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит
одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее
он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные
культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом,
буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории».
Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его частица.
Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.
В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций»,
Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись
на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби
считал отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним
миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается
поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на
его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда
же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить в
жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на "вызовы"
истории, оно превращается в «господствующую элиту», навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же
масса населения становится «внутренним пролетариатом», который
совместно с внешними врагами в конечном счете разрушает данную
цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф.
Не отрицая поступательного развития человечества, Тойнби видел
его прежде всего в духовном совершенствовании, в религии, которая в
будущем станет единой общечеловеческой религией. Объективно опровергая своими работами расизм и «европоцентризм», Тойнби сочувственно относился к национально-освободительному движению, выступал за сотрудничество и взаимопонимание между всеми народами,
за их культурное самоопределение, позволяющее сохранять этническое многоцветие мира перед лицом угрожающей ему «вестернизации».
Понимал он и опасность этого процесса применительно к современной России, и соглашался с довольно распространенной гипотезой о
том, что коммунистические идеи и революционное брожение исторически заносились в нашу страну именно с Запада.
Главной отличительной чертой Тойнби как теоретика и историка
культуры было беспристрастно-плюралистическое видение человечества как семьи равноправных народов, исключающей какое-либо национальное или региональное высокомерие и применение силы. К
пресловутой «западной», прежде всего американской, цивилизации,
постепенно захлестывающей весь мир и ныне претендующей на свою
единственность, рафинированный английский интеллектуал Тойнби
относился достаточно критически, имея в виду ее растушую бездуховность, фольклорную безликость, потребительство и экономическую
агрессивность, часто прикрываемую якобы общечеловеческими идеалами. К сохраняющемуся и поныне определенному геополитическому
недоверию между Россией и Европой он относился так. «Если мы посмотрим на столкновение между Россией и Западом глазами историка, — писал он в 1952 г., — то увидим, что буквально целые столетия
вплоть до 1945 года у русских были все основания глядеть на Запад с
не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию».
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки