Библиотека > Культурологические школы >
Символическая школа
Это, пожалуй, самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств
массовой информации. Ведь недаром, по мнению некоторых философов и социологов, в современном мире на смену НТР грядет так называемая информационная революция.
Символическая школа, нередко претендующая на монополизацию
культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и
специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные. Культура
понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу
присущей только ему способности к символизации, а через нее — и
к взаимной информации. Первый толчок такому пониманию культуры дал швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857—1913), выдвинувший идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь
языковую систему знаков, можно представить себе более всеобъемлющую науку, которая охватила бы все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром.
Постепенно культура в целом стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками» —
системами знаков в науке, повседневной жизни и особенно в искусстве с его «языками» музыки, живописи, театра, архитектуры, кино,
телевидения и т.д.
Действительно, если культуру выражать в языковых символах и
других видах сигналов и передавать во времени и пространстве разного рода интеллектуальную (наука) и эмоциональную (искусство)
информацию, то перед нами откроется картина неуклонного восхождения человека к своему нынешнему информационному,
а следовательно, и культурному могуществу. Первобытный человек мог выразить в языке — системе символов — лишь самые примитивные
мысли и передать их в пространстве не более, чем на дистанцию голоса, а во времени, до появления наскальных рисунков, он вообще
был неспособен увековечить движения своей души. С развитием
языка и возникновением изобразительного искусства и письменности
возможности человека в этом отношении неизмеримо увеличились. С
изобретением транспортных средств и печати они стали еще больше,
а когда человек в XX веке начал широко использовать телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, видеоаппаратуру, его способность
передавать идеи и информацию стала практически безграничной,
включая и выход в открытый космос. Радикально изменились и скорость передачи, и богатство форм передаваемого символического материала: от устно-языковой к печатной, визуальной, аудиовизуальной, черно-белой, цветной, стереофонической, стереоскопической
вплоть до самой совершенной — цвето-стереофоноскопической. Недалеко то время, когда, усовершенствовав электронные средства воспроизводства образов мира во всем богатстве его движения, звуковой
и цветовой гаммы, объемного восприятия, люди смогут создавать
«вторую действительность», практически неотличимую от материального оригинала.
Таким образом, человека конца нашего столетия окружает не только, а часто и не столько реальный, естественный мир,
сколько искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием языка, других знаковых систем, печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности. Поэтому, например,
и призрачный мир инвалида, прикованного к постели, запертого в четырех стенах, но окруженного соответствующей литературой и техникой, может оказаться гораздо шире и богаче, чем мир иного путешественника, не говоря уже о лишенном культуры обывателе.
Все это натолкнуло ученых на мысль, что у истоков человеческой
культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать
знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовало и развитие уже
упоминавшихся нами новейших наук: семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания
культурология, наука до последнего времени чисто гуманитарная, получила прямой выход в мир техники и практического применения в
сфере создания ЭВМ и даже искусственного интеллекта.
Из многочисленных представителей символической школы, работавших в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить ее патриархов — Э. Кассирера и К. Леви-
Строса.
Эрнст Кассирер (1874—1945) — немецкий философ, автор монументального труда «Философия символических форм» (1923—1929).
Кассирер, выходец из буржуазной еврейской семьи, учился в Берлине,
Лейпциге, Гейдельберге и Марбурге, после чего преподавал философию и занимался теорией языка, первобытными культурами,
мифологией, религией и литературой в университетах Берлина, а затем Гамбурга, где стал профессором (1919), а позднее (1930) — ректором. С
приходом к власти Гитлера был вынужден уйти в отставку и эмигрировал, сначала в Англию, Швецию, а потом — в США (1941), где до
конца жизни преподавал сначала в Иельском, затем в Колумбийском
университетах. В своей последней крупной работе «Опыт о человеке.
Введение в философию человеческой культуры» (1945) Кассирер подробно останавливается на практике немецкого нацизма, жертвой которого стал и он сам.
В основе его концепции культуры — человеческая способность к
массовой, систематической и постоянной символизации, иными словами, подход к культуре преимущественно с позиций семиотики. По
Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков,
ибо знак или символ — не просто оболочки мысли, но и ее необходимый инструмент. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени
И пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры. Истоки культуры
Кассирер ищет не в глубинах некоего божественного духа, как Кант
и Гегель, не в инстинктах человека, как Фрейд и этологи, не в его
потребностях, как Малиновский, и не в его социальной организации,
как Парсонс, а в его способности творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть составные части
символического круга, в котором живет и страдает человек. То обстоятельство, что он, в отличие от животного, обладает окружающей его
символической системой, и составляет специфику его жизни. По
сравнению с другими живыми существами человек находится как бы
в новом измерении действительности, живет не просто в физической,
а в символической вселенной. Язык, миф, искусство, религия, все
наши духовные проявления — части этой вселенной. Они как нити
сплетаются в плотную символическую сеть, которая, хотя и накапливает человеческий опыт, но порой заслоняет от нас реальность. Наш
духовный прогресс в мысли и опыте только тому и служит, что делает эту сеть все более сложной и непроницаемой для здравого смысла
естественного человека. В той мере, в какой возрастает его символическая активность, физическая реальность для него отходит на второй план. Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем,
между каким-нибудь европейским ученым и современным южноамериканским дикарем. «Цивилизованный» человек уже не может иметь
дело непосредственно с вещами, а взаимодействует с ними не иначе,
как с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. Исходя из
этого Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным,
имея в виду тот очевидный факт, что у животного, в отличие от человека, нет внутреннего мира, нет воображения. В ответ на полную
загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в
свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями. А животное сделать этого не может, оно накрепко привязано к
«здесь и теперь» и всегда ориентировано лишь на внешний и вполне
реальный мир.
Важной культурологической темой у Кассирера является тема
мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры. Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного
мира или примитивных и первобытных народов.
Взгляд на человека как на неотъемлемую часть животного мира,
обладающую, однако, свойственными лишь людям социокультурными
качествами, всегда был определяющим в классической антропологии.
При этом, по мнению ученых-естествоиспытателей, в ходе длительной
эволюции соотношение между «природным» и «человеческим» в рамках биологического вида Гомо сапиенс неуклонно менялось в пользу
последнего. Человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в некую искусственную,
скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную
прежде всего разуму, точнее — оторванному от реальности абстрактному мышлению. О скрытных опасностях такой трансформации, как
известно, говорили многие выдающиеся умы, в том числе Руссо,
Ницше и Фрейд. Осмыслению и практическому исследованию этой
проблемы на примере «примитивных» племен Южной и отчасти Северной Америки посвятил свою жизнь французский этнограф, антрополог и философ культуры Клод Леви-Строс (р. 1908).
К. Леви-Строс родился в еврейской семье художника, учился в Сорбонне на философском факультете, в молодости увлекался социалистическими идеями, а в 1935—1938 гг. находился на преподавательской
работе в Бразилии, где после знакомства с жизнью местных индейских
племен стал заниматься этнографией и антропологией. Во время оккупации Франции его преследовали нацисты; в 1946—1947 гг. он служил
советником по вопросам культуры французского посольства в США.
По возвращении на родину Леви-Строс некоторое время работал
вице-директором Антропологического музея в Париже, а позднее был
много лет профессором престижного Коллеж де Франс. С 1973 г. —
член Французской Академии.
Леви-Строс — создатель структурной антропологии — науки, в основе которой лежит использование некоторых приемов структурной
лингвистики и информатики при анализе культуры и социального устройства первобытных племен. Вслед за К. Г. Юнгом, он верил в существование некоего «коллективного бессознательного», глубоко запрятанного в человечестве, отграничивающего людей от животного мира
и представляющего собой первооснову любой культуры. Проведя этнографические исследования во многих странах «третьего мира», ученый отверг европоцентризм и расизм, стремясь показать ложность понятия «дикарь», выявить силу и своеобразие мышления примитивного
человека, заложившего еще в эпоху неолита основы технического и
индустриального прогресса. По мнению Леви-Строса, «первобытный
народ не является отставшим или задержавшимся в своем развитии
народом», он «в той или иной области может проявлять такие способности к изобретательству и к воплощению изобретений в жизнь, которые оставляют достижения цивилизованных народов далеко позади».
Французский этнограф идеализирует и нравственные устои первобытного общества в духе Руссо, развивая мысль о необходимости восстановления в человеке единства чувственного и рационального начал,
утраченного в результате развития цивилизации. С ностальгией говоря
о первобытных обществах, теснимых научно-техническим прогрессом,
он пишет, что «треснувший колокол, один переживший разрушительную работу времени, никогда не издаст тех гармоничных созвушй, которые он издавал в прошлом»2.
При оценке общей пропорции «природного» и «социального» в поведении цивилизованного человека Леви-Строс, вслед за Кассирером,
признает чрезмерную роль формализма и условностей во взаимоотношениях людей, решающее влияние на их поступки символических
форм, традиций, ритуалов и прежде всего языка, порождающего все
общественные институты. В конечном счете мысль Леви-Строса и антропологов, разделяющих его взгляды, сводится к тому, что все мы,
так или иначе, живем условностями и мифами, все больше отдаляющими нас от реальной жизни.
Как и у Кассирера, важным моментом структурной антропологии Леви-Строса является его толкование мифа в качестве
фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивых социальных структур. Культурообразующая специфика мифа определяется
французским ученым так: «Миф объясняет в равной степени как прошлое, так и настоящее и будущее... Ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология». Другими словами, мифология и
идеология — не что иное, как синонимы. Только первая питает коллективное сознание, а следовательно, и культуру первобытных и древних народов, а вторая — наших высокообразованных, а точнее, утонувших в абстракциях современников. Действительно, чем иным, как
не современными мифами, в принципе не отличающимися от мифотворчества первобытного человека, являются такие мифы XX столетия, как гитлеровский миф о тысячелетнем фашистском рейхе, миф о
руководящей роли пролетариата, о неизбежности мировой революции
или миф о грядущем коммунизме, точно так же, как и самый распространенный и древний миф о существовании человекоподобного бога?
И не строится ли современная идеология с ее доктринами и течения -
ми на возникающих и отживающих мифах? И чем умней дикаря тот
цивилизованный человек, который ради своих абстрактных мифов
готов уничтожить в атомном Апокалипсисе этот живой, прекрасный и
конкретный мир?!
Призывая вслед за Руссо, почитателем которого был Леви-Строс,
восстановить нарушаемую цивилизацией гармонию человека с природой, французский философ писал: «Никогда на протяжении последних четырех веков существования западный человек не имел лучшей
возможности, чем сейчас, чтобы понять, что, присваивая себе право
устанавливать преграды между человеческим и животным миром,
предоставляя первому все то, что он отнимает у второго, он опускается
в некий адский круг. Ибо эта преграда, становясь все более непроницаемой,
используется для отделения одних людей от других и для оправдания в глазах все более сокращающегося меньшинства его
претензии быть единственной человеческой цивилизацией. Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения».
Завершая общее рассмотрение символической школы в культурологии, следует сказать: несмотря на плодотворность семиотического
подхода к культуре, позволяющего так или иначе объяснить ее происхождение и одну из ее главнейших функций, а именно информационно-коммуникативную, невозможно отрицать, что культура и изучающая ее наука отнюдь не могут быть сведены к всеобщему символизму,
так же, впрочем, как и к фрейдовскому пансексуализму или к сорокинскому социологизму, хотя большинство культурологов в качестве
важнейшего признака культуры и признавали способность человека к
символизации. Если принять все ту же достаточно упрощенную, но
полную глубокого смысла античную формулу культуры как единства
Истины, Добра и Красоты, то есть науки, нравственности и искусства.
то семиотический подход многое может объяснить нам прежде всего в
таких составных частях культуры, как язык, наука, искусство и т.п., но
мало что откроет в природе нравственности, в извечной борьбе Добра
и Зла, составляющей едва ли не основное духовное содержание самого
понятия «культура».
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки