Библиотека > Культурологические школы >
Социологическая школа
Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение
культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии
человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории
человечества, а в его общественной природе и организации. В центре
их культурологического внимания находится само общество, его
структура и социальные институты. Эту школу Н.А. Бердяев охарактеризовал так: «Социология утверждает, что человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке со стороны общества.
Все ценное в человеке не присуще ему, а получено от общества, которое он принужден почитать как божество». Естественно, социологическая школа не отгорожена китайской стеной от других, рассматриваемых нами направлений, и концепции ее отдельных представителей
часто пересекаются и взаимно дополняются, как мы уже показали на
примере Б.К. Малиновского, в рамках общих усилий по созданию
единой теории культуры.
Одним из видных представителей социологической школы был
Томас Стернз Элиот (1888—1965) — англо-американский поэт и критик модернистского направления, автор книги «Заметки к определению культуры» (1948). «Под культурой, — писал он, — я понимаю
прежде всего то, что имеют в виду антропологи: образ жизни данного
народа, живущего в одном месте. Мы видим проявления этой культуры в его искусствах, его социальной системе, его привычках и обычаях,
его религии. Но все эти вещи, вместе взятые, не составляют культуры, хотя мы часто ради удобства выражаемся так, будто это имеет
место. Эти вещи — лишь части, на которые культура может быть рассечена — как человеческое тело в анатомическом театре. Но так же
как человек есть нечто большее, чем собрание различных составных
частей его тела, так и культура есть большее, чем собрание искусств,
обычаев и религиозных верований».
Томас Стернз Элиот, лауреат Нобелевской премии 1948 г., представляет собой достаточно редкий пример органического слияния
художественного, преимущественно поэтического, творчества и теоретических изысканий в
поисках ответа на вопрос: что же такое культура и как связана с этим понятием сущность поэзии? С расхожей либерально-демократической точки зрения, Элиота следует считать глубоко консервативным, даже «реакционным» мастером слова, подобно
тому, как эти определения применялись к нашему русскому писателю
и культурологу К.Н. Леонтьеву, о котором речь пойдет ниже. Оба
они отстаивали принципы элитарности в обществе и искусстве, оба в
конце жизни пришли к глубоко религиозному мировосприятию и оба
выступили с резкой критикой современной им (и нам) «уравнительной» цивилизации, ибо она, по их мнению, оказалась бесплодной и
зашла в тупик. Помимо широко известного поэтического наследия
Элиота, его перу принадлежат книги: «Назначение поэзии и назначение критики» (1931), «О поэтах и поэзии» (1957) и упоминавшаяся
нами программная работа «Заметки к определению культуры».
Констатируя общий упадок европейской культуры к середине
XX века, утрату ею былых нравственных и интеллектуальных богатств
в результате всеобщей стандартизации и узко утилитарного подхода к
жизни, — черты, свойственные современной массовой культуре, —
Элиот приходит к мнению, что это ведет к подавлению в человеке
творческого начала. Так, несмотря на то что за последние четыре столетия население Англии увеличилось в 12 раз, подобный количественный рост отнюдь не привел в наши дни к появлению 12 Шекспиров,
скорее, они уже давно исчезли совсем. Точно так же крестьянин-пахарь прежних веков по своей нравственной и духовной культуре стоял
намного выше нынешнего наемника-тракториста.
Элиот считает, что сохранить созидательную энергию человечество
может, лишь преодолев «массификацию» и поддержав культурную
элиту. Вообще, теория элиты (прежде всего политической) как ведущей силы исторического процесса восходит к учению древнегреческого
философа Платона (427—347 гг. до н.э.). Она развивалась впоследствии
такими мыслителями, как итальянец Н. Макиавелли, англичанин Т. Карлейль, немец Ф. Ницше, о которых мы будем говорить
далее. В XX веке ее наиболее ярким апологетом стал итальянец Вилъфредо Парето (1848—1923),
рассматривавший историю как арену постоянной борьбы элит за власть. Элиот же особо подчеркивал значение
элитарного подхода не только в сфере политики, но и в сфере культуры.
Подобно своему современнику и соотечественнику Тойнби, Элиот
делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, причем
лишь первая способна на культурное созидание. Творческая элита, по
Элиоту, отнюдь не принадлежит к какому-нибудь определенному
классу. Она должна постоянно пополняться из социальных «низов».
Однако для ее возникновения и формирования необходимо богатство
и принадлежность к определенному привилегированному слою. Наиболее умные и талантливые представители других слоев постоянно
вливают в него новую творческую энергию, двигая, таким образом,
культурный процесс.
Ярким примером подобного обогащения мировой духовной элиты
была деятельность выдающегося представителя социологической
школы, нашего бывшего соотечественника, русско-американского социолога и историка культуры Питирима Александровича Сорокина
(1889—1968). Выходец из беднейших слоев коми-зырянского народа,
он лишь в 14 лет освоил грамоту и вскоре стал крестьянским революционером,
вступив в партию эсеров. Получив известность еще до февральской революции 1917 года, он подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров своей партии. Активно сотрудничал
в Государственной Думе, был одно время секретарем главы правительства — А.Ф. Керенского, позднее — профессором Петроградского
университета. После Октябрьского переворота, который Сорокин
встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом
примирился с победой новой власти и написал нашумевшее открытое
письмо, объявляя о своем разрыве с эсерами. Это письмо и послужило
поводом для написания известной статьи Ленина «Ценные признания
Питирима Сорокина», сделавшей его известным на всю тогдашнюю
Россию. Вернувшись в Петроград в 1919 году, он организует первый в
стране социологический факультет и становится его деканом, тем не
менее оставаясь в оппозиции с большевизмом. Все это было одним из
ярчайших проявлений идейного противостояния русской интеллигенции того времени большевистскому «беспределу». В 1922 году, опять-таки по инициативе Ленина и Дзержинского, Сорокин вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, был выслан из страны. После непродолжительного
пребывания в Берлине и годичной работы в Чехословакии по приглашению ее президента Т. Масарика ученый в 1923 году переезжает в
США, где быстро осваивает английский язык и становится одним из
ведущих социологов и культурологов. В Гарвардском университете Сорокин создает и возглавляет факультет социологии и к концу жизни
становится одним из всемирно признанных авторитетов в этой области.
Будучи подлинным энциклопедистом, освоившим все достижения
современного ему гуманитарного знания, поддерживая теорию духовной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связь социальных процессов с развитием культуры. При этом
вслед за древними греками он считал пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы.
В своих многочисленных трудах (например, «Динамика общества и
культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947),
«Власть и нравственность» (1959) и др.) он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством
ценностей, норм и значений. В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение,
он трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных
общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение
к действительности и методам ее познания. Исходя из двойственной
психобиологической природы человека — существа чувствующего и
мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и
оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина
наслаждения;
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу
или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения;
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и
идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом,
вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное
преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами
и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, П. Сорокин относил к
периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию III—IV вв. н.э., т.е. периода ее разложения и упадка, и западную
культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого
Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру
христианского Запада (с VI по XIII век), а к идеалистическому — великую культуру эпохи Возрождения.
Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, т.е.
веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству,
П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что
довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем «расколдованном» мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход
из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Свое главное пророчество в отношении будущего человечества П. Сорокин
сформулировал так: «Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно
угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие
и искать надежные ориентиры в наступивших сумерках. Ночь этой
переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различаем расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего».
Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объясне
ния многим явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей
теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации».
Согласно первой, в высоко развитом обществе постоянно происходит
движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о
восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть
и мобильность горизонтальная, т.е. передвижение индивидуов на
одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также
интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует
степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем
уровня его культуры.
Что касается теории социальной стратификации, то она рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, как это делают марксисты, а как живую систему многочисленных
взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам
образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста,
пола и находящихся в состоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества. Легко догадаться, что как теория социальной стратификации,
так и теория социальной мобильности, по существу, противостоят
марксистскому пониманию процессов, происходящих в современном
обществе, а посему и яростно отвергаются догматизированным историческим материализмом.
Не менее яростно его адептами до последнего времени отвергалась
и сформулированная П. Сорокиным в 60-х гг. известная теория конвергенции между капитализмом и социализмом, в результате которой
должно появиться новое, более совершенное общество. П.А. Сорокин
принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых
нашего века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и
культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему.
Альфред Вебер (1868—1958) — немецкий экономист и социолог,
автор труда «Принципы социологии, истории и культуры» (1951) выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: социальный
(формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия).
Правильно определить общий уровень той или иной национальной
культуры можно только при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Народ страны, в которой отлажена система государственно-правовых отношений и экономически процветающей, нередко оказы-
вается с точки зрения культуры, особенно духовной и эстетической, на
сравнительно низком уровне. Так, если придерживаться концепции
А. Вебера, за последние два века в США, например, преобладали социальный и цивилизационный процессы в ущерб культурному, а в
России XIX столетие, наоборот, было «золотым веком» русской культуры на фоне социального консерватизма и
научно-технической отсталости. Другой пример, который очень часто приводится культурологами: в XVIII—XIX веках в условиях феодальной раздробленности и
хозяйственной бедности германские земли дали миру величайшую
классическую философию и непревзойденные образцы художественного творчества. В большинстве европейских стран сохранялось определенное равновесие между тремя процессами, а в Японии и других
экономически развитых государствах Юго-Восточной Азии цивилизационный процесс получил неслыханно бурное развитие лишь после
второй мировой войны.
Специфический облик той или иной страны или эпохи А. Вебер
связывал прежде всего с культурными факторами, а не с социальными
или цивилизационными, которые, по существу, интернациональны.
Движение культуры, по Веберу, иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.
Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог, один из
создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Упрощенно его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы
объединяем понятием «культура», являются результатом общественно
обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.
В основе первой и более «низкой» из них — социальной — лежат совместные действия людей, движимых не в последнюю очередь целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды.
Здесь каждый индивид стремится:
а) адаптироваться (приспособиться) к ней;
б) достичь поставленных перед собою задач;
в) интегрироваться, т.е. объединиться с
другими индивидами;
г) воспроизводить уже найденные социальные
структуры; д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое
напряжение. По Парсонсу, каждой из этих целей в обществе соответствуют исторически сложившиеся
социальные институты: адаптации — экономические, достижения целей — политические, интеграции — правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры —
система верований, мораль и органы социализации, снятия напряжений — индустрия отдыха.
Для второй, более высокой — культурной — системы, которая уже
лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей, при ее функционировании характерны символичность (наличие таких механизмов, как язык
и системы других символов), нормативность (зависимость человека от
общепринятых ценностей и норм) и, наконец, волюнтаристичность,
или известная иррациональность и независимость действий человека
от диктата окружающей среды. Культура, таким образом, предстает
перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно
совершенствуются.
Даже из этого, весьма схематичного и неполного изложения взглядов Парсонса видно, что он претендовал на создание некой всеобъемлющей теории общества, важнейшим регулятором которого является
культура с ее нормативностью и символичностью.
<----- Вернуться на главную страницу библиотеки