Библиотека > Семиотика >
Текстуальные стратегии
Текстуальные стратегии - семиотические теории интерпретативного сотрудничества рассматривают «текстуальную стратегию» как систему предписаний, адресованную читателю, образ и модель которого формируется текстом независимо от и задолго до эмпирического процесса чтения. Вольфганг Изер, один из представителей рецептивной эстетики, под стратегией понимает совокупность конвенций и процедур чтения, которые текст устанавливает для читателя, причем речь идет о тех конвенциях, которые приняты и, таким образом, становится возможным сотрудничество читателя и текста. Функция текстуальных стратегий состоит в актуализации социальных норм и литературных аллюзий, к которым текст отсылает. При этом стратегии организуют как текстовый материал, так и условия, при которых этот материал начинает комуницировать со своим читателем. Следует отметить, однако, что предлагаемые читателю возможности прочтения текста остаются лишь возможностями, актуализация которых зависит от текстовой компетенции конкретного реципиента, текстуальный порядок не может элиминировать свободу прочтения.
В свое время Умберто Эко, предложивший концепцию «открытого произведения», указывал, что текст может предвосхищать реакции читателя, но при этом рассчитывает на творческое отношение со стороны последнего: от его уровня интеллекта, владения языком и культурного кругозора зависит судьба произведения. Свобода интерпретации не ограничивается жесткой структурой текста, но, напротив, оказывается им самим организованной и предусмотренной. В этом смысле "«ткрытое произведение» должно обладать законченной и закрытой формой. «Свободная игра двусмысленности всегда обусловлена правилом двусмысленности» (У.Эко). Понятие «текстуальных стратегий», с одной стороны, предполагает активное участие читателя в интерпретации произедения, а с другой стороны, позволяет зафиксировать наличие упорядоченной структуры и определенные права в интерпретируемом тексте.
Литература: Iser W. Der akt des lesens. Theorie ästhetischer Wirkung (Munich: Wilgelm Fink, 1976); Eco U. The Role of the Reader. (Indiana University Press, 1979); Harari J.V. (ed.) Textual Strategies. Perspectives in Post-Structuralist Criticism (Cornell University Press, 1979; Suleiman S., ed. The Reader in the Text. Princeton University Press, 1980.