Библиотека > История и культура славянских стран > История и культура Польши >
Культура Польши в эпоху Возрождения
Ренессанс в Польше, а затем во всей Речи Посполитой, включавшей литовские, белорусские и украинские земли, в истории ее
культуры был, по всеобщему признанию, "золотым веком". Польша
благодаря тесным связям с Италией и римской курией довольно
рано (с середины XV в.) ощутила новый мощный культурный
импульс. Итальянская культурная ориентация, проникшая в
Польшу через венгерско-хорватские культурно-политические
круги, позволила Польше более адекватно, чем другим центральноевропейским странам, воспринять новый тип культуры, что,
безусловно, способствовало расцвету собственно польской ренессансной культуры, в особенности литературы и общественной
мысли. При этом польская культура второй половины XV — начала
XVII в. сохраняла некоторые традиционные черты. Симбиоз иностранного, нового со своим, старым, стал в Польше столь органичным, что не вызвал расслоения на культуру заимствованную и
культуру местную. Ренессансная польская культура стала основой
последующего многовекового развития национальной культуры,
создав образцы непреходящего значения, служившие для ориентации последующих поколений.
Конечно, итальянское влияние смогло укорениться в Польше
лишь благодаря тому, что к середине XV в. в самой польской
культуре обозначился подъем, она устремилась к новым, ренессансным формам. Испытывая в XIV—XV вв. сильнейшее влияние
чешской и немецкой культур, с которыми Польша была тесно связана в силу своего исторического развития, она оставалась в
сфере позднеготического типа культуры. Значительную роль в
культуре страны, а также в ее политической жизни играл Краковский (Ягеллонский) университет, основанный в 1364 г. и прославившийся впоследствии своей школой математиков и астрономов.
Именно в его стенах М. Коперник сделал великое открытие гелиоцентрической модели мира. Широко разветвленная сеть приходских
школ и гимназий способствовала распространению грамотности.
Польской культуре эпохи Ренессанса была присуща четкая
социальная стратификация. Главными центрами ренессансной
культуры первой половины XVI в. стали королевский двор, особенно при Сигизмунде I Старом и Сигизмунде II Августе — щедрых
меценатах, поклонниках гуманистического стиля, и дворы магнатов, соперничавших по роскоши и покровительству искусствам со
столицей. Именно в этой среде формировался новый тип польской
культуры. Ее усредненный вариант был характерен для средней
шляхты, тогда как мелкая шляхта, близкая по своему образу жизни
к крестьянству, оставалась носителем традиционной культуры.
Бюргерство, слабо развитое в Польше и этнически во многих
городах немецкое, ориентировалось на немецкую бюргерскую культуру. Собственно бюргерская культура в Польше не получила
большого развития. Ее лицо во многом определяла интеллигенция,
представители среднего и низшего клира и жившая в городах
средняя шляхта. При этом городская культура питалась народной
смеховой традицией, что вызвало к жизни многочисленную сатирическую литературу в «простонародном вкусе».
В польской словесности не возникло противостояния литератур
на латинском и польском языках. Латынь оставалась основным
литературным языком, ее знание было широко распространено в
польском обществе. Родному языку отводились «низшие» жанры.
Процесс перехода словесности на польский язык шел медленно,
хотя на нем создавали свои поэтические шедевры крупнейшие
поэты эпохи М. Рей и Я. Кохановский. Развитие национального
самосознания шляхты не было связано с языковой ситуацией.
Билингвизм дворянства подчеркивал, с одной стороны, его национальную природу, с другой — интегрированность в общеевропейскую культуру. Литература на латинском языке также выполняла
функцию репрезентации польское™ для остальной Европы. Однако
такая лингвистическая ситуация не помешала совершенствованию
форм самого польского языка, нашедшего в Я. Кохановском —
крупнейшем поэте славянского Ренессанса — своего выразителя,
поднявшего родной язык по его пластичности, способности отражать эмоциональный мир человека на один уровень с латынью.
Другой важный аспект культуры эпохи Возрождения — ее взаимоотношения с Реформацией — в Польше имел глубокую специфику. Реформация стала для шляхты — «политической нации»
государства — новым мощным фактором, позволявшим отстаивать
традиционные шляхетские вольности и ограничивать прерогативы
королевской власти. Шляхта трактовала Реформацию прежде всего
политически. Распространение Реформации в Польше приходится
на вторую половину XVI в. Шляхетская среда предпочитала кальвинизм, хотя по своему образу жизни очень далеко отстояла от
этических норм женевского проповедника, кроме одной — предприимчивости в делах, особенно торговых. Если для традиционного
католического дворянина заниматься торговлей, например зерном
из своих владений, было делом недостойным его знатности, унижавшим его, то для дворян, жаждавших обогащения и видевших в
торговле сельскохозяйственной продукцией главный источник доходов для ведения подобающего дворянину роскошного образа
жизни, кальвинизм с его этическим оправданием предпринимательства, усматривавший в богатстве человека знак божественного в
нему расположения, стал надежной религиозно-идеологической
защитой и оправданием «низких» занятий. Лютеранство распространялось в бюргерской среде, преимущественно среди немцев.
Особенно это коснулось городов Поморья (Гданьск), которые традиционно принадлежали сфере немецкой культуры. Естественно,
что в такой ситуации польское население городов предпочитало
верность католицизму. В Польше распространялись радикальные
протестантские секты, такие, как «польские братья», ариане. Они
нашли свою социально-культурную нишу в ситуации веротерпимости
в стране, когда в отсутствии юридического равенства конфессий (как
в Чехии) восторжествовал принцип юридического равенства лиц вне
зависимости от их личной конфессиональной принадлежности.
Центром ренессансной культуры в Польше стал Краков. Провинция подражала столице. В восточных землях государства (литовских, белорусских и украинских) среди православного населения
господствовал церковнославянский тип культуры, вступавший на
этой территории в интенсивный конфессиональный, политический
и культурный диалог с католической («римской») культурой. Религиозная конфронтация сопровождалась, однако, взаимным культурным влиянием. Возникновение многочисленных центров
Реформации в провинции с их школами и типографиями способствовало децентрализации культурной жизни.
Гуманизм и Ренессанс как художественный стиль пришелся
впору польскому менталитету. Принцип шляхетской демократии,
«можновладства», выборности короля, положенный в основу польской государственности, подчеркивал значение человеческой личности. Каждый крупный шляхтич чувствовал себя политической
персоной, не считаться с которой не может ни король, ни предста-вители своей же сословной группы. Отсюда независимый характер
поведения польского шляхтича, его самоуверенность и надменность. Гуманистический антропоцентризм понимался им как свое
традиционное «можновладство» и своеволие, гуманистическое тираноборчество — как отстаивание своих сословных прав и привилегий, очень широких в этой «шляхетской республике», как
дальнейшее ограничение и без того слабой королевской власти.
Наоборот, сторонники усиления института королевской власти
находили близкие для себя идеи в понятии ренессансного государя
как идеального властителя, руководствующегося интересами всех
сословий для общего блага и реализующего свои устремления
абсолютного правителя. Отсюда повышенный интерес польской
культуры к символике власти, ее репрезентативным функциям,
самим носителям власти и дворянского достоинства. Человек в
польском Ренессансе — это независимая личность, политически и
экономически активная, главной целью которой становится личностное утверждение, критически относящаяся к общественным
явлениям, одновременно полная чувства собственного достоинства,
доходящего до надменности, и ироничная, склонная к смеху и
грубой шутке, широкая по натуре, только начинающая открывать
глубину и сложность человеческих чувств, их утонченное выражение, личность, для которой общественная саморепрезентация важнее внутреннего мира.
Пышные и торжественные церемониалы при дворах короля и
магнатов и развитие портретного искусства, включая многочисленные литературные биографии и автобиографии, стали выражением
специфики человеческой личности в польской культуре.
Новый художественный стиль как нельзя лучше соответствовал
социальным амбициям шляхты. Поэтому ренессансная художественная культура в Польше приобрела особенно пышные формы,
будь то архитектура дворцов и замков или ораторское искусство
делегатов сейма и религиозных проповедников. Внешнее, торжественное, пышно-декоративное скрывало в себе действительно глубокий внутренний оптимизм и жизненную силу польской шляхты.
Критика политического состояния страны и нравов ее жителей
никогда не приобретала характера трагического отвержения. Поляки предпочитали классические риторические фигуры, пусть весьма
экспрессивные, но остававшиеся в рамках торжественного красноречия даже тогда, когда речь шла о настоящих и будущих бедах
государства. Скорбность в польской ренессансной культуре проявилась лишь в жанре надгробий, чрезвычайно распространенном.
Культ смерти, в целом присущий католической культуре, в польских
надгробиях сочетался с подчеркнутой социальной репрезентацией
покойного, с личностным началом (портретность) и христианским
оптимизмом. В фигурах покойных нет никакого трагического пафоса или отчаяния, нет холода смерти и натурализма физиологии
разложения, нет символики противостояния мира бренного и мира
вечного. Фигуры изображают людей, в каком-то полусне облокотившихся на руку, как бы временно отдыхающих в ожидании трубы
архангела, возвещающей воскресение мертвых. Поэтому не отчаянием и скорбью по преходящей жизни, а спокойным ожиданием
радости вечной веет от польских надгробий, в основу которых
положена схема, созданная для надгробия Сигизмунда I.
Польский Ренессанс воздал должное чувственным радостям
жизни. Вино, женщины и любовь, а также охота и светские удовольствия были воспеты в звучных стихах и прозаических руководствах. Труды и досуг сельского шляхтича также нашли своих певцов,
наставлявших провинциальное дворянство. Живые картины народного быта, городских нравов, всяческие казусы и другие реалии
интересовали польских авторов, но не столько сами по себе, сколько
как звенья в концепции критической и морализаторской. Средневековое моралите, усиленное протестантской этикой, прочно удерживалось в польской культуре. Литература осуждала характерные
для общества пороки: спесь, жадность, жестокость, дерзость, похоть,
обжорство и пьянство.
Исторически культура Польши в эпоху Возрождения прошла
путь освобождения от готических средневековых черт во второй
половине XV — начале XVI в. к расцвету чисто ренессансных форм
в середине XVI — начале XVII в. Итальянский импульс привел к
быстрому расцвету литературы, политической мысли и архитектуры,
успешно синтезировавших в себе европейское и специфически
польское. В польской культуре эпохи Возрождения европейское и
местное не представляют собой оппозицию высокого и провинциального, подчеркнуто национальное ориентируется на всеобщее, не желая
мыслить себя вне контекста европейской культуры. Кипение политических страстей лишь способствовало интенсификации культурного
творчества, давшего в XVI в. явления непреходящего значения.