Библиотека > Философия культуры >
Понятие философии культуры (Культурфилософия)
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (культурфилософия), общая теория
культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем,
прежде всего связанных с цивилизацией. Ф.К. — система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее
общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А.Мюллером. Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Но они не употребляли термина «культура»,
а то, что мы относим сегодня к культуре, они относили к области нравственности. Софисты полагали, что обычаи, законы и
нормы насилуют человеческую природу. Противопоставление
природного и нравственного (культурного) представители другого направления древнегреческой философии — киники довели до
несовместимости и призывали человечество вернуть к природной простоте. Их считают первыми в истории критиками культуры. После них мысль об испорченности общественного состояния, т.е. о вредности культурных условностей, развивали стоики.
В средние века Ф.К., благодаря усилиям христианских мыслителей, превращается в теологию культуры. Возникает новая антиномия: культуры и бога. Природа теряет право служить критерием
оценки культуры, высшим судьей становится бог. В новое время
возрождается античная версия Ф.К. То, что прежде утверждали
античные киники, теперь можно услышать из уст французских
философов-просветителей Руссо, Вольтера, Монтескье. Позже
немецкие романтики, вчастности, Шеллинг, вновь повернули Ф.К.
ктеологии культуры. Немецкие романтики повлияли на культурфилософские воззрения русских славянофилов, в особенности -
на Хомякова.
На смену романтикам в Германии пришло представители философии жизни Ницше и Шопенгауэр), которые вернулись к античной концепции Ф.К. Специалисты полагают, что с них и славянофилов в берет начало Ф.К. в узком смысле — как философское
осмысление стадий эволюции культуры. Отныне в центре внимания новая дихотомия — противопоставление культуры и цивилизации. Культура рассматривается как органическая целостность,
а цивилизация — как проявление механического и утилитарного
отношения к миру. В том же духе позже рассуждают немецкие
философы Зиммель и Шпенглер, русские философы Леонтьев,
Данилевский, Бердяев. Если киники и французские просветители
противопоставляли природе культуру, то современные мыслители заменили культуру цивилизацией.
Сегодня философская природа культуры рассматривается в рамках экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, марксизма, религиозных философских систем. Но она не
затрагивается с позиций таких философских направлений, как
позитивизм, субъективный идеализм и прагматизм. Каждое философское направление дает свое понимание культуры, ее влияния на общество и человека, законов развития культуры. Среди
них выделяются два наиболее характерных и в то же время диаметрально противоположных течения — марксизм и феноменология. Марксизм утверждает, что культура — надстройка общества. Она включает идеологию, искусство, образование, религию,
науку. Уровень развития и состояние культуры определяются
протеканием базисных процессов, прежде всего экономики.
Культура подразделяется на два вида — культуру низов (народная) и культуру верхов (дворянская, буржуазная). Первая прогрессивная, вторая — регрессивная. Смена способа производства
обязательно влечет за собой изменение содержания культуры.
Как только при социализме побеждает самая передовая культура
пролетариата, государство берет ее под свою опеку и помогает
материально. Оно определяет перспективы, ставит цели и задачи
развития культуры. Направляющим принципом ее развития выступают принципы социалистического реализма (художник обязан показывать преимущества социализма) и партийности (художник должен выражать идеологию рабочего класса и
коммунистической партии).
Феноменология — основанное немецким философом Эдмундом
Гуссерлем (1859—1938) учение о явлениях. В отличие от марксизма, имеющего дело с крупными блоками реальности, феноменология проникает в микромир, во внутренний мир человека
и уже оттуда пытается воссоздать макромир.Для понимания культуры важно не содержание учение Гуссерля, а его метод, феноменология стремилась расчистить тот путь к явлениям, который
в обыденной жизни заполнен предрассудками. Расчистив путь,
ученый узнает то, что раньше было скрыто или явно не выражено. Конечная цель познания — раскрытие жизненного мира.
Наука не способна проникнуть в жизненный мир, так как подменяет живую реальность выдуманными абстракциями. Для жизненного мира, постигаемого не наукой, а особой философской
процедурой (редукцией), характерны непосредственная очевидность, интуитивная достоверность. Для отдельного человека жизненный мир — это «горизонт» его намерений, целей, проектов.
Ученик Гуссерля австрийский философ и социолог Альфред
Шюц (1889—1959) перенес феноменологический метода сферу
социальных наук и достиг там замечательных успехов. Он доказал, что количественными методами и статистикой овладеть тонкой материей мира культуры невозможно. Они его огрубляют.
Нужны более тонкие качественные методы. Он требовал от социологов, изучающих культуру, исследовать не сложившееся общественное мнение и готовые взгляды людей, а сам процесс «приготовления». Иными словами, изучать надо не социальные
структуры и традиции, а формирование повседневного мира
людей. Повседневный мир — то место, где формируются социальный порядок, традиции и культура общества. Вопросы
Ф.К. нашли место и в творчестве Федотова, Соловьева, Бердяева,
Мережковского. На рубеже двух столетий особую значимость
обретает вопрос о взаимосвязи культуры и истории в свете христ.
доктрины. Концепция всемирной истории осмысливается в перспективе достижения свободы в рамках тех или иных нац. культур. Эти же культурфилос. проблемы на христианско-православной основе продолжают разрабатывать и в XX в. вслед за
гпп к- Леонтьевым, Н. Данилевским, Достоевским и Н. Бердяев, Вяч.
Иванов и А. Блок. Опр. аспекты противопоставления культуры и
цивилизации освещались у Л. Толстого; еще Н. Данилевский в
кн. «Россия и Европа» (1868) обосновал основополагающую для
всех последующих рассуждении идею, что между формами органич. жизни и культурой можно провести аналогию. В рамках
экзистенциализма огромный историко-культурный материал использовал в своих работах К. Ясперс, выдвинувший концепцию
генезиса великих древних культур, осевого времени и т.д. В работах франц. экзистенциалистов А. Камю, Ж.-П.Сартра, Г.Марселя разрабатывались проблемы противостояния культуры и
человека, контркультурных тенденций. Особую остроту приобрела проблема кризиса совр. культуры. Циклическую теорию
цивилизации разработал Тойнби в работе «Толкование истории»,
рассматривая всемирную историю в форме «культурно-истор.
монадологии». П. Сорокин провел грандиозную систематизацию
совр. цивилизационных концепций.