На главную страницу Библиотеки по культурологии
карта библиотеки


Библиотека > Философия культуры > Историческая динамика культуры

Вопрос об исторической динамике культуры — это вопрос об исторических типах культур и их особенностях. В современной философии и социологии именно тип культуры нередко берется за основу типологической характеристики общества. Поэтому выявляя историческую типологию культуры, мы выявляем под определенным углом зрения различные типы общественной организации.

Вместе с тем задача обнаружения и описания различных типов культуры и соответственно различных типов общества весьма сложна. Дело прежде всего в том, что мировая история дает примеры почти неограниченного множества культур и их типов. Выявить и описать их — задача колоссальная по объему и сложности. Философия должна иметь в виду факт огромного разнообразия культур. Однако наиболее важным с точки зрения философского подхода является выявление исторической типологии культуры, имеющей универсальное значение. Такая типология исходит из признания универсальных тенденций в развитии культуры, порожденных взаимосвязями и взаимозависимостями различных регионов и стран. Это означает, что все страны и народы в той или иной форме проходят (или должны пройти) одни и те же этапы в эволюции типа культуры. Особенности отдельных культур при этом не исчезают, но подвергаются видоизменениям по мере включения в единый процесс мирового развития.

Рассматривая историческую динамику культуры под углом всемирности, приходится признать, что особую роль в ней играет западная культура. В частности, феномен, который может быть охарактеризован как «западный активизм», возникший в Новое время (XVI— XVIII вв.) и предполагавший установку на активно-творческое отношение к миру, оказал мощное влияние на развитие всех стран и народов, на всемирную историю в целом. Западный по своему происхождению, он со временем стал достоянием всего цивилизованного человечества. Установка на активизм стала в XIX—XX вв. во многом естественной для людей, исходно принадлежащих к культурам, отличным от западной. Тем не менее нельзя сказать, что идущие от Запада культурные установки целиком и без остатка подчиняют ту или иную региональную культуру или культуру отдельных стран. Специфика отдельных культур сохраняется, поскольку всякая самобытная культура оказывает сопротивление внешним влияниям. Локальная культура так или иначе трансформирует культурные потоки, идущие извне.

Таким образом, историческая типология культуры, претендующая на универсальность, не должна заслонять особенностей локальных культур и специфики культурной эволюции отдельных стран. В противном случае возникает опасность принять желаемое за действительное. Общемировые тенденции, в том числе и тенденции культурного развития, проявляются по-разному в различных регио-.нах и странах. Это связано с неравномерностью современного мирового развития. Регионы и страны, достигшие передовых рубежей в научно-техническом прогрессе, в обеспечении высокого уровня жизни для большинства населения, ощущают на себе потребность перехода к новому типу культуры совсем не так, как страны, перед которыми названные задачи только еще стоят. Например, проблема выживания для большинства стран Запада и Японии выступает как проблема ограничения отрицательных воздействий на окружающую среду, как задача внедрения экологически чистых технологий и даже как задача ограничения уровня потребления. Между тем та же проблема выживания для неразвитых стран выступает в первозданном виде — как задача спасения людей от голода и болезней. Ни о каком ограничении уровня потребления здесь, разумеется, не может идти речи. Таким образом, универсальные тенденции мирового развития — это именно тенденции, а не актуальная реальность, одинаковая для всего человечества. Тем не менее изучение общемировых тенденций имеет большое практическое и мировоззренческое значение.

Универсальная типология культуры может быть построена исходя из различных оснований. Актуальной на сегодняшний день является типология, полагающая в качестве основания отношение человека к природе. В истории общества можно выделить несколько различных способов отношения человека к природе. Первый из них характеризуется приспособлением к природе. Второй — активной установкой на преобразование природы и построение на этой основе новой «природы», сотворенной человеком. Третий приходит на смену второму и является осознанием ограничений и опасностей на пути перестройки природы. В первом случае культура понимается как «способ жить», во втором — как «вторая» (искусственная) природа,, в третьем — как «способ выжить». Таким образом, положив в основу данные способы отношения человека к природе, получаем три основных исторических типа культуры 1.

Первый из них может быть назван доклассическим. Он являлся господствовавшим в Европе приблизительно до XIV в., т.е. заканчивается средними веками. Начиная с Возрождения происходит переход к новому типу культуры, который условно можно назвать классическим. Его отличает демиургическая 2 установка, складывающаяся на основе веры в неограниченное торжество разума, науки, могущество человека, т.е. активизм. С начала XX столетия постепенно происходит отказ от неумеренного активизма, ослабление демиургических принципов. Этот тип культуры может быть определен как постклассический. В нем установка на преобразование природы все больше ограничивается установкой на ее сохранение и оберегание. Постклассический тип культуры явился реакцией на отрицательные последствия вмешательства человека в природу.

Опыт XX в. все более убеждает, что последствия человеческого вмешательства в природу плохо поддаются детальному прогнозированию, а порой принципиально непредсказуемы. Поэтому неумеренный активизм может поставить под угрозу не только природу, но и само существование человечества. Именно поэтому постклассическая культура может быть охарактеризована как «способ выжить», т.е. так организовать взаимодействие общества и природы, чтобы человек мог пользоваться достаточными удобствами и комфортом, но при этом была бы по возможности исключена опасность самоуничтожения человечества. Постклассическая культура связана, в частности, с остротой экологической и других проблем, получивших название глобальных.


1. См более подробно: Козловский В.В., Уткин А.И, Федотова В.Г. Модернизация: от равенства К свободе. СПб., 1995. С 115—167.
2. От греческого слова «демиург» — творец, преобразователь.




Шаповалов В.Ф. Основы философии: От классики к современности. - М.: Фаир-Пресс, 1998.



Желающие опубликовать свои работы (статьи, дипломные, рефераты) в библиотеке, присылайте их на [email protected]!


КНИГИ, сделать ЗАКАЗ КНИГИ ПОЧТОЙ в книжных магазинах БИБЛИО-ГЛОБУС, ОЗОН/OZON, БОЛЕРО/BOLERO, ТОП-КНИГА, БИБЛИОН и других