Библиотека > Философия культуры >
Шиллер Фридрих : Философия культуры
Идеал этического сообщества людей стал отправной точкой разработки философии культуры Фридрихом Шиллером (1759—1805). Он
исходил из кантовского противопоставления «природы» и «свободы»,
но не принял предложенного Кантом решения проблемы. Шиллер
обратил внимание на то, что, стремясь к достижению идеального морального состояния общества (сама возможность которого проблематична), мы рискуем пожертвовать действительно существующим
«физическим человеком», пренебречь им ради его воображаемой моральной сущности в перспективе. В отличие от Канта (это различие
наиболее существенно), он полагал, что есть реальный способ утверждения свободы человека в действительной жизни. Путь этот неразрывно связан с красотой, с формированием эстетической реальности,
так как красота, воплощенная в свободном оформлении материала
как свобода формы в материи, — единственный объект, в котором
свобода проявляется, обнаруживается и существует в явлениях, в чувственном мире. «Одна из важнейших задач культуры, — писал Шиллер, — состоит в том, чтобы подчинить человека форме уже в чисто
физической жизни и сделать его эстетическим». Понятно, что для
этого сама культура должна стать преимущественно эстетической. Человеческий род и индивиды, в представлении Шиллера, проходят три
ступени: физическое состояние, когда они подчинены природе собственной и внешней; эстетическое состояние и нравственное состояние, в котором происходит освобождение от оков времени, прорыв из
мира телесности и чувственности к идеальному.
Центральным понятием эстетической и культурологической теории Шиллера стало понятие «игра». Игра предполагает освобождение
от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения,
от гнета собственных потребностей и страстного принуждения; она
есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение душевных сил человека. Освобождаясь от давления обстоятельств и интересов, от «природы», человек вступает в царство игры
как эстетической видимости. Это и есть его вхождение в культуру.
Теория культуры выстраивается Шиллером по модели искусства, понятного как игра.
Первоначально понятие эстетического состояния было введено
Шиллером как бы в качестве промежуточного этапа на пути к идеалу
этического состояния, которое непосредственным путем недостижимо. В результате же эстетическое состояние оказалось в достаточной
степени самоценным и более привлекательным, чем даже идеальное
этическое, где человек все же подчинен нравственному долгу. Только
в «эстетическом государстве», в царстве эстетической видимости полностью, по Шиллеру, осуществимы общественная свобода и равенство, и только красота в состоянии придать человеку общественные
качества.
В процессе обоснования игровой теории культуры и утопии эстетического государства Шиллер уделил значительное внимание анализу противоречий культурно-исторического процесса, в частности
противоречивого воздействия на культуру общественного разделения труда. Один из первых, наряду с Руссо, радикальных критиков
современной ему буржуазной культуры он сформулировал задачи восстановления целостности, гармоничности человека, его всестороннего развития, возможности реализации которой связывал с процессом
эстетического воспитания.