Библиотека > В помощь студенту-культурологу >
Диплом: Советы начинающим
Диплом... С чем у Вас ассоциируется это слово? Уверен, многие скажут: институт, высшее образование, работа. Но лично у меня, когда я слышу это слово, возникают ассоциации с библиотеками, горами книг, газет и журналов, и бессонными ночами, которые приходилось проводить, сидя за компьютером. Для тех, кому это еще предстоит, постараюсь рассказать о том, что их ждет и по возможности дать несколько советов, а уж насколько они будут полезны...
Первое. Научный руководитель. Если у Вас будет такая возможность, постарайтесь выбрать того, кто имеет определенный авторитет на вашей кафедре, желательно, чтобы это был профессор. Во-первых, дав Вам несколько полезных советов он, за некотороым исключением, отстанет от Вас и предоставит возможность заниматься самостоятельным творчеством. У доцента же, видимо, еще слишком велико желание выделиться, проявить себя в качестве научного руководителя. Он постоянно будет донимать Вас звонками, даже по ночам, то и дело напоминая вам о своем существовании, и о том, что ему хотелось бы почитать, что там у Вас получилось. И не важно, что с момента последней встречи Вы успели добавить не больше двух страниц, а то и меньше. Для него главное, чтобя его фамилия не зря была указана на титульном листе вашей работы.
Во-вторых, если у Вас научный руководитель профессор, Вам будет гораздо проще на защите. Подумайте сами, кто тогда будет всерьез "сыпать" Вашу работу? Ведь тем самым он бросит вызов и Вашему научному руководителю, А кому это надо? А с доцентом церемониться необязательно. Тем более, если Ваш рецензент - профессор, и (не дай Бог!) у него есть какие-нибудь разногласия с Вашим руководителем.
Второе. Выбор темы. Тоже важный этап, поскольку разочаровавшись в сделанном выборе, Вам уже будет сложно поменять тему. Поэтому, не смотря на требование в методичке, говорящем о самостоятельном выборе темы, посоветуйтесь со своим руководителем, насколько перспективен в плане разработки тот или иной вариант. Он всегда даст Вам нужный и, без сомнения, полезный совет: кому уж, как не ему - человеку науки, знать об этом. Но лучше всего чтобы Ваша работа была близка по теме с его диссертацией, - тогда он сам будет заинтересован в положительном результате и, уж точно не даст Вам сбиться с верного пути. Если же Ваша тема ему не интересна, то он, конечно же будет продолжать работать с Вами, но на защите он может запросто от всего откреститься, заявив, что Вы сами выбрали такую тему, и он не имеет к этому никакого отношения.
Третье. Подбор литературы. Вы должны пользоваться всей известной литературой, относящейся к Вашей теме. Если же в своей работе Вы не пользовались какими-то книжками, то все равно укажите их в списке библиографии - таким образом Вы продемонстрируете свое знание литературы. В противном случае, на защите у кого-нибудь из членов аттестационной комиссии может возникнуть вопрос: "А почему Вы не пользовалисьтакой-то книжкой?". Мелочь, но неприятно, - Вы же не виноваты, что эта книжка единственная, которую он знает по этой теме, но расплачиваться всеравно Вам.
Четвертое. Написание работы. Как уже говорилось выше, на этом этапе не забывайте время от времени напоминать о себе своему научному руководителю. Этим Вы польстите ему и, в случае каких-то проблем избежите упреков с его стороны и, уж точно, не услышите фразы: "Это уже Ваша проблема. Надо было со мной посоветоваться!". Думаю, не стоит напоминать о том, что все, написанное Вами должно соответствовать заявленной теме. После того, как работа будет дописана, Вы уже в готовом виде отдаете ее научному руководителю, чтобы он смог оценить все ее достоинства и недостатки и дать разрешение на защиту. когда разрешение получено, Вы отдаете работу рецензенту (или оппоненту), чтобы он написал Вам всяких гадостей, о которых и будет рассказывать на защите.
Последнее. Защита. Здесь никаких стандартов нет, поэтому буду рассказывать про нее, основываясь на личном опыте. В назначенное время, а точнее на десять минут позже, когда уже все собрались, председатель комиссии заявляет о начале защиты. После чего представляет членов комиссии, - обычно 2 - 3 человека, - и зачитывает список соискателей. Затем начинают вызывать по списку. Если честно, то я не понял, каким именно образом составляются эти списки, - никакой алфавитной, ворзастной или любой другой последовательности здесь нет.
"Соискатель", т.е. студент, который хочет защитить свой диплом, встает за трибуну и кратко излагает суть своей работы. Проще говоря, пересказывает вступление и заключение. Обычно на эту речь дается 5 минут. После чего члены комиссии задают вопросы, на которые нужно дать более-менее внятный ответ (см. пример в разделе "Подбор литературы"). Затем выступает рецензент, и высказывает свои претензии, а может и наоборот - похвалить Вас за самоотверженный труд. Как бы то ни было, после его выступления Вы должны встать и поблагодарить его за критику и замечания и пообещать принять их к сведению. За рецензентом выступает научный руководитель, который, выскажет свое мнение о Вашей работе и предложит, на его взглят, справедливую оценку.
Когда будет рассмотрен последний диплом, всех, выгоняют из аудитории, и члены аттестационной комиссии выставляют оценки, которые выводятся по нескольким параметрам: речь соискателя, ответы на вопросы, оценка рецензента и оценка руководителя. После чего всех снова приглашают в аудиторию и зачитывают оценки в том же порядке, в котором Вы отвечали.
Вот, и все, что хотел рассказать Вам. Все вышеуказанное написано, основываясь на личном опыте, и не претендует на закономерность. Желаю удачи!
|