Итак, определение культурологии как науки звучит следующим образом:
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостный феномен.
Имеет наверное смысл разобраться в этом определении детально. Первое, что оно декларирует – интегративный, междисциплинарный характер культурологии. Действительно, трудно разорвать связи культурологии с историей, искусствоведением, философией, социологией, археологией, еще целым рядом синтетических дисциплин, таких как социология культуры, философия истории или социальная психология. Тем более необходимо отличать культурологию от всех тех наук, которые существуют в сфере ее интересов, дополняют и углубляют. Отдельные науки о культуре выступают базисом для формирования культурологии. Наиболее часто встречающееся ныне заблуждение – подмена культурологии историей культуры, является одновременно и самым грубым недочетом многих преподавателей. История культуры – необходимый пласт знаний для культуролога, но это только материал, на основе которого строятся модели культуры, изучаются закономерности ее развития и механизмы трансформации. (См статью Г.П. Мельникова «История и культурология»).
В этой связи приведем следующий пример. «Одиссея» и «Энеида» - как литературные памятники и свидетельства античной культуры рассматриваются в курсе истории культуры или литературы. В курсе культурологии же на основе целостного восприятия европейской культуры выделяются архетипы Одиссея и Энея как выразителей сущностных характеристик эллинского и римского мировоззрения. Одиссей – странник, который открывает мир и познает себя, стремится ко всему новому, но при этом - возвращающийся домой. Эней - строитель, завоеватель, но – изгнанник, беглец, которому еще предстоит обрести родину, основать город и династию.
Вернемся к определению. Культурология формируется на стыке социального и гуманитарного знания. Добавим, что в последнее время в культурологии находят применение и естественнонаучные методы. В чем же различия гуманитарного и социального знания? Предметом первого является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности , а для социальной науки главное – выяснение и анализ закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в общественной жизни. Таким образом, культурология объединяет в себе различные пласты и в этом истоки различных ее толкований и выражений. Если вернуться к тому, с чего мы начали, то культурологическая мысль как самосознание культуры зарождается в глубокой древности и долгое время существует в художественных формах – мифах, произведениях искусства и предметах быта. Именно поэтому мы относим к памятникам культурологической мысли и в полном смысле художественное произведение «Дон Кихот» Сервантеса, авторские концепции Шпенглера или Гумилева и собственно научные работы Уайта. Здесь важно отметить, что художественные произведения, мифы и произведения искусства обретают свои смыслы в процессе интерпретации субъектом, в связи с чем трактовки одного и того же феномена на протяжении различных эпох могут меняться.
Следующая базисная установка, звучащая в определении культурологии – необходимость изучения культуры как некоего единого конструкта, целостного феномена. Это принципиальный момент. Читатели уже знакомы с многообразием трактовок слова «культура» и тем, что под ним понималось в разные исторические периоды приверженцами отличных научных подходов. Если под культурой подразумевается простая совокупность достижений человечества, продуктов его деятельности, то ни о какой науке, кроме описательной – истории культуры – речи быть не может. Однако культура не исчерпывается произведениями искусства или достижениями науки. Это организм, единая система, то есть такая целостность, при которой изменение параметров ее составляющих неизбежно ведет к тому или иному изменению параметров самой системы, изменению типа культуры, а, следовательно, и ее продуктов, результатов, т.е. верхушки айсберга.
Объект, предмет, направления
Объектом исследования в культурологии является культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии:
- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
- исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
- исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
- исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
- исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Направления культурологии:
Можно типологизировать культурологию следующим образом. По предмету изучения – на социальную и гуманитарную, а по степени теоретизации – на фундаментальную и прикладную.
Актуальность
Начиная с Нового времени (примерно конец 16 века-начало 17-го) культурные процессы стали проявлять тенденцию к усложнению, динамика изменений и инноваций возрастает в геометрической прогрессии. Если до 17 века с достаточными основаниями можно было говорить о последовательной смене культурных парадигм, где каждый последующий стиль был реакцией на предыдущий, то уже барокко и классицизм развиваются в европейской культуре параллельно, полемизируя друг с другом.
Напомним, что оба стиля были реакций на ренессансные идеалы, точнее, на их крах. И если барокко решает проблемы ренессанса в мистическом ключе, определяя человека как слабую песчинку в хаотичном, меняющемся, непрочном мире – отсюда - его изысканные формы и подчеркнутая религиозность, то классицизм, напротив, воспевает разум, и все беды человечества относит на недостаток порядка и образования.
Далее, чем дальше, тем сложнее становится культурная жизнь в Европе. Политические, экономические, исторические изменения влекут за собой все более быструю и яркую реакцию, отражаясь в художественных стилях как романтизм, реализм, декаданс и прочие многочисленные течения западной мысли. В 19 веке школы и направления во всех областях культурной активности живут очень бурной и насыщенной жизнью, а век двадцатый, такой необъяснимо быстрый, наполненный таким количеством событий во всех сферах культуры поставил столько вопросов, что искать закономерности, расплетать нити бесконечных взаимодействий стало неизъяснимо сложно. Именно лавина событий 20 века, многократно возросшие поля активности человека, информационный взрыв, появление новой среды развития культуры (информационные сети), поставили как никогда остро проблемы развития культуры. Конечно недопустимо говорить о кризисе культуры в целом, скорее наблюдаем некое переходное состояние, которое очень интересно для изучения. Более подробно на эту тему см. статью Соколова Э.В. "Практическое значение культурологии".
Проблематика культурологии
В числе основных неразрешенных проблем, поднимаемых культурологией, можно выделить следующие:
– культурогенез – то есть вопрос о том, каким образом и на каком этапе развития появилась культура в наиболее упрощенном смысле, как нечто, отличающее человека от животного.
– культурная динамика – то, каким образом происходят изменения в культуре, механизмы введения инноваций и отмирания традиций и норм. Выяснение характера взаимосвязи между различными культурными феноменами, процессов отражения в различных сферах культуры социальных и природных катаклизмов и т.д.
– культура и природа – каков характер взаимодействия. Многими исследователями подчеркивается, что на ранних этапах формирования культур одним из основных факторов, влияющих на становление ценностных и мировоззренческих установок являются природные условия. А в настоящее время все более актуальным становится вопрос о влиянии культуры на природу, о последствиях воздействия человека на окружающую среду.
– взаимодействие культур – культурная диффузия, частным случаем которой является ассимиляция. В более широком контексте –изучение распространения особенностей одной культуры на другие (наследие, заимствования, экспансия).
Споры о культурологии
Культурология как наука все еще переживает период становления, поэтому вокруг самого факта ее существования происходят споры и столкновения. Некоторые ученые не считают ее наукой вообще (заметим, что по отношению к философии такие сомнения до сих пор не разрешены). Противники научности культурологии акцентируют внимание в первую очередь на отсутствии объективной научной базы, ибо все трактовки культуры являют собой индивидуальные точки зрения авторов. Возможно, в такой ситуации можно говорить о существовании некоего «движения культурологов», то есть интеллектуального течения, объединяющего многих специалистов по культурологии и смежным наукам в стремлении исследования культурных феноменов и для которого равную ценность имеют самые разные и противоречивые концепции культуры.
С другой стороны, культурология направлена на поиск объективных закономерностей развития культуры. За последние годы выработался довольно четко очерченный понятийный аппарат, существуют определения и трактовки культурных процессов, единые для сторонников различных школ и направлений. Таким образом, наука о культуре оказывается не менее противоречивым феноменом, нежели сама культура, которую она изучает. Вопрос остается открытым, и мы приглашаем Вас принять участие в обсуждении и выразить Вашу точку зрения на Форуме в топике Культурология - наука ли?
|