Библиотека > Культурологические тексты >
Аврелий Августин. Об истинной религии {Искусство и красота}
Итак, если разумная жизнь судит о себе на основании себя самой, то не
существует уже природы выше нее. А так как ясно, что она переменчива, поскольку
оказывается она то опытной, то неопытной, а судит она тем лучше, чем она
опытнее, и она тем опытнее, чем более причастна какому-нибудь искусству,
дисциплине или мудрости, надлежит исследовать природу искусства как такого.
Здесь я не хочу понимать под искусством то, которое приобретается опытом, а
то, которое исследуется рассуждением. Ведь что замечательного знает тот, кто
знает, что раствором из извести и песка камни скрепляются лучше, чем глиной? или
тот, кто строит столь изящно, что из тех частей, которых много, равные
соответствуют равным, а те, которые наличны в единственном числе, помещаются в
середине? Впрочем, такое чувство уже несколько приближается к разуму и истине.
Но, конечно, нужно исследовать, почему же именно наше чувство оскорблено, если
из двух окон, расположенных не одно над другим, а рядом, одно больше или меньше,
когда они могли бы быть равными; а если бы они находились одно над другим,
тогда, хотя бы одно из них и было вдвое больше или меньше другого, неравенство
их не так оскорбляло бы чувство. И почему при двух окнах нас не особенно
заботит, насколько одно из них больше или меньше, между тем при трех окнах само,
по-видимому, чувство требует, либо чтобы они были равны между собой, либо чтобы
между самым большим и самым меньшим находилось такое среднее, которое было бы
настолько больше меньшего, насколько само оно, в свою очередь, было бы меньше
большего. Ведь таким образом с самого начала, казалось бы, сама природа
подсказывает, что именно должно одобрить чувство. Здесь в особенности следует
отметить, что вещь, которую одобряют при разглядывании ее в отдельности,
отвергают при сопоставлении ее с лучшей.
Таким образом, оказывается, что вульгарное искусство есть не что иное, как
сохранения в памяти испробованного и одобренного, с присоединением сюда
определенных телодвижений и операций. Но если даже ты и не будешь владеть ими,
ты сумеешь судить о произведениях, а это гораздо превосходнее, хотя бы ты и не
умел сам сделать художественные вещи.
А так как во всех искусствах нравится соответствие (convenientia), только
благодаря которому все целостно и прекрасно, соответствие же стремится к
равенству и единству либо путем подобия равных частей, либо путем градации
неравных, кто поэтому найдет высшее равенство или высшее подобие в темах и,
прилежно всмотревшись, осмелится утверждать, что какое-либо тело поистине и
абсолютно едино? Ведь все телесное меняется от вида к виду или переходя от
одного места к другому и состоит из частей, занимающих свои места, посредством
которых подразделяются различные пространства.
Далее: само это подлинное равенство и подобие, и само это подлинное и первое
единство усматриваются не плотскими очами и не ощущением каким-либо, а
постижением мысли. Ведь как существовало бы стремление к равенству в каких-либо
телах, и посредством чего можно было бы удостовериться, что равенство в телах
значительно разнится от равенства совершенного, если бы не усматривалось мыслью
совершенное равенство? И если это равенство не возникло, его следует назвать
совершенным.
Коль скоро же все, что прекрасно для ощущения, произведено ли оно природой,
или создано искусством, прекрасно лишь в определенных местах и в определенное
время (таковы тело и движение тела), то равенство и единство, доступное лишь
мысли и позволяющее судить о телесной красоте на основании ощущения, которое
служит посредствующим вестником, равенство и единство это не заполняет
пространства и не является неустойчивым во времени. Ведь иначе нельзя было бы
утверждать, что на основании именно этого единства судят о круглом ободе, и на
его же основании судят о круглом сосуде, или что на его основании судят о
круглом сосуде, но не круглом динарии. Сходным образом и относительно времени и
движений тел смешно утверждать, будто на основании этого равенства судят о
равенстве годов, но не о равенстве месяцев, или о равенстве месяцев, но не о
равенстве дней. Нет! Движется ли что-нибудь соответствующим образом по такому-то
пространству, или на протяжении стольких-то часов, или стольких-то более
коротких промежутков времени, всегда судят об этом на основании одного и того же
неизменного равенства.
Но если о меньших и больших протяжениях фигур или движений судят на основании
одного и того же закона равенства, подобия или конгруэнтности, то сам закон по
своей мощности больше их всех. И притом он не больше и не меньше данного
пространства, места и времени. Ведь если бы он был больше, то на основании его
мы не судили бы о меньшем, а если бы он был меньше, мы не судили бы на основании
его о большем. Теперь же, в соответствии со всеобщим законом квадрата, судят и о
квадратном форуме, и о квадратном камне, и о квадратной таблице или гемме. И на
основании всецелого закона равенства утверждают, что ему отвечает движение ног
бегущего муравья и сообразна с ним же поступь важно шагающего слона. И кто будет
сомневаться, что закон этот не больше и не меньше, чем промежутки пространства и
времени, коль скоро мощностью своею он превосходит все? Коль скоро же этот закон
всех искусств совершенно неизменен, а жизнь человеческая, которой дано
усматривать его, способна впадать в заблуждение, достаточно ясно, что над нашей
мыслью существует закон, именуемый истиной.
Однако для многих конечной целью есть человеческое наслаждение, и они не
хотят устремляться к более высокому, чтобы решить, почему вот эти зримые вещи
нравятся; если, например, у архитектора, когда им сооружена одна арка, я спрошу,
почему намерен он устроить такую же арку и с противоположной стороны, он, думаю,
ответит: для того, чтобы равные части здания соответствовали равным. Если,
далее, я спрошу, почему же он предпочитает именно такое расположение, он
ответит, что так подобает, так красиво, так это радует зрителей; больше он
ничего не осмелится сказать. Ибо, утомленный, он успокаивается на том, что
доступно глазам, а откуда это происходит, не понимает. Однако я не перестану
добиваться от мужа, обладающего внутренним оком и незримо зрящего: пусть он
ответит, почему именно это нравится, и пусть он осмелится стать судьею
человеческого наслаждения. Ведь так он возносится над этим наслаждением и
перестает находиться в его власти, поскольку он уже не судит сообразно с
наслаждением, а судит само наслаждение. И сначала я спрошу, потому ли вещи
прекрасны, что доставляют наслаждение, или же они доставляют наслаждение потому,
что прекрасны. Здесь мне без сомнения ответят, что они доставляют наслаждение
потому, что прекрасны. Тогда, стало быть, я наконец спрошу: почему же они
прекрасны? И если замечу колебание, добавлю: не потому ли, что налицо подобные
друг другу части и посредством некоего сочетания они приводятся к единому
соответствию?
Если он убедится, что это так, я спрошу его: эти прекрасные вещи, вполне ли
исчерпывают то единство, к которому, как видно, они стремятся, или же находятся
гораздо ниже, в известном смысле подражая ему? Очевидно, что справедливо
последнее. Ведь кто, вдумавшись, не увидит, что нет никакой формы, нет вообще
никакого тела, которое не имело бы в себе какого-либо следа единства, и нет
тела, сколь бы прекрасно оно ни было, которое могло бы достигнуть единства, из
которого оно вытекает, коль скоро, вследствие промежутков между отдельными его
местами, оно по необходимости разное здесь и там. Если это так, я буду
добиваться, чтобы он ответил, где усматривает он это единство и откуда
усматривает. А если не усматривает, откуда он узнал о том, чему подражает форма
тела, и что именно она не может исчерпать? И коль скоро он говорит телам: “Если
бы вас не сдерживало какое-то единство, вы были бы ничто, и, наоборот, если бы
вы были само единство вы не были бы телами”правильно будет сказать ему: “Откуда
ты узнал о единстве, на основании которого ты судишь о телах? Если бы ты его не
видел, ты не мог бы утверждать, что тела его не исчерпывают. А если бы ты видел
его телесными очами, ты не сказал бы, почему тела далеко отстоят от единства,
хотя и заключают в себе его след. Ведь телесными очами ты видишь только
телесное”. Следовательно, мы видим это единство посредством мысли. Но где видим?
Если в том месте, где находится наше тело, то его не видел бы тот, кто таким же
образом судит о телах, находящихся на востоке. Следовательно, это единство не
объемлется местом, и так как оно всюду соприсутствует судящему, оно не находится
в разных местах пространства и ни в одном месте не находится своею силой.