Библиотека > Культурологические тексты >
Бердяев Н. О культуре
В жизни общественной духовной примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества.
И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности.
Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой,
более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в
своем качестве, некрасивой, лишенной стиля.
Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведет
к цивилизации. Высшие подъемы культуры принадлежат прошлому, а не
нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры
творческие и утонченно культурные чувствуют себя более одинокими и
непризнанными, чем во все предшествующие века. Никогда еще не было
такого острого конфликта между избранным меньшинством и большинством, между вершинами культуры и средним ее уровнем, как в наш
буржуазно-демократический век. Ибо в прежние века конфликт этот ослаблялся более органическим складом культуры. Но в культуре, утерявшей «органичность», отступившей от иерархического своего строения,
в культуре по своему строению «критической» этот конфликт становится невыносимо мучительным. Он вызывает невыразимую печаль лучших людей нашей эпохи. Вам, людям демократического духа, незнакома
эта печаль и непонятно это зловещее чувство одиночества в современной
культуре. Для вас культура — лишь средство вашей политики и экономики, лишь орудие благоденствия, лишь культура для народа. Вы не в
силах преодолеть своего исконного утилитаризма. И сколько бы вы ни
пробовали украшать себя культурой, слишком видно и ясно, что никаких
ценностей культуры для вас не существует. Вам нужна цивилизация, как
орудие вашего земного царства, но культура вам не нужна.
Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки
ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних
культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура — благородного происхождения. Ей
передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные
основы. Это нужно считать установленным и с самой позитивно-научной
точки зрения. Культура — символична по своей природе. Символизм
свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически,
а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по
природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия,
а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который
есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не
имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет
вид parvenue (выскочка (фр.). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение
мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация
же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства
к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по
преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п.
Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень
своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь
методы и орудия.
Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с
отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым.
И на культуре почиет особого рода благодать священства. Культура, подобно церкви, более всего дорожит своей преемственностью. В культуре
нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов.
Слишком новая, недавняя культура, не имеющая преданий, стесняется
этого своего положения. Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних
и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У нее
нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид,
точно она возникла сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня. В культуре происходит великая борьба вечности с временем, великое противление разрушительной
власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить
ее реально. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность,
прочность культурных творений и памятников. Культура, в которой есть
религиозная глубина, всегда стремится к воскресению. В этом отношении
величайшим образцом культуры религиозной является культура Древнего Египта. Она вся была основана на жажде вечности, жажде воскресения, вся была борьбой со смертью. И египетские пирамиды пережили
долгие тысячелетия и сохранились до наших дней. Современная цивилизация не строит уже пирамид и не дорожит тем, чтобы памятники ее
имели тысячелетнюю прочность. Все быстротечно в современной цивилизации. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется со смертью,
не хочет вечности. Она не только мирится со смертоносной властью времени, но и на этой смертоносности временного потока основывает все
свои успехи и завоевания. Цивилизация очень приятно и весело устраивается на кладбищах, забыв о покойниках. Цивилизация футуристична.
В цивилизации есть хамизм зазнавшегося parvenu. Этот хамизм сообщается и культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.
В культуре действуют два начала — консервативное, обращенное к
прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое,
обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре
не может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное начало по существу враждебно культуре, антикультурно. Культура немыслима без иерархической преемственности, без качественного
неравенства. Революционное же начало враждебно всякому иерархизму
и направлено на разрушение качеств. Дух революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее утилитарные завоевания, но
культуры он не хочет, культура ему не нужна. И не случайно вы, революционеры, так любите говорить о буржуазности культуры, о неправде,
в которой родились все культуры, и с таким пафосом декламируете против
слишком дорогой цены культуры, против неравенства и жертв, которыми
она покупается. Никто из вас внутренне не дорожит культурой, не любит
ее интимно, не чувствует ее своей собственной ценностью, своим собственным богатством. Культура творилась людьми чуждого вам духа.
Ничто в великих памятниках культуры не вызывает в вас священного
трепета. Вы с легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все творческие их ценности во имя утилитарных целей, во имя блага
народных масс. Пора окончательно разоблачить ваше двусмысленное отношение к культуре. Новой культуры вы не можете создать, потому что
вообще нельзя создать новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не имеющей никакого предания, не почитающей предков. Идея такой новой революционной культуры есть
contradictio in adjecto (противоречие в терминах (лат.). To новое, что вы хотите создать, не может уже
именоваться культурой. Вы много говорите о революционной пролетарской культуре, которую несет в мир ваш класс-мессия. Но до сих пор
нет ни малейших признаков возникновения пролетарской культуры, нет
даже намеков на возможность такой культуры. Поскольку пролетариат
приобщается к культуре, он целиком заимствует ее у буржуазии. Даже
социализм он получил от «буржуазии». Культура раскрывается сверху
вниз. «Пролетарская» настроенность и «пролетарское» сознание по существу враждебны культуре. Воинствующе сознавать себя «пролетарием» — значит отрицать всякое предание и всякую святыню, всякую связь
с прошлым и всякую преемственность, значит не иметь предков, не знать
своего происхождения. В таком душевном состоянии нельзя любить культуры и творить культуру, нельзя дорожить никакими ценностями как своими собственными. Рабочий может участвовать в жизни культуры, если
он не будет сознавать себя «пролетарием».
Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры.
И когда специалисты говорят о какой-то новой духовной культуре, всегда
чувствуется ложь их слов. Социалисты даже сами чувствуют неловкость
при разговоре на эту тему. И те социалисты, которые искренне хотели
бы новой культуры, не понимают, что они безнадежно начали путь свой
не с того конца. На этих путях не творится культура. Нельзя делать культуру приложением к какому-то существенному, основному делу, чем-то
вроде воскресного развлечения. Культуру можно творить лишь тогда,
когда она сама считается существенным, основным делом. Социалисты
хотят направить волю и сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону жизни. А потом делают вид, что они не
против культуры, что они жаждут новой культуры. Но из какого источника
произойдет эта новая культура после того, как в душе человеческой иссякнут все творческие источники и дух будет угашен и задавлен социальной материей? Уже демократия понизила качественный уровень культуры и умела лишь распределять, а не творить культурные ценности.
Социализм же понизил этот уровень еще более. Раздел и распределение
культуры не ведет к тому, что большее количество людей начинает жить
подлинными интересами культуры. Наоборот, этот раздел и распределение еще более уменьшает количество людей, отдающих жизнь свою высшей культуре. И не удивляйтесь этому. Раздел и распределение вы совершаете не во имя самой культуры, не по творческому духовному мотиву
и порыву, а исключительно из интересов экономических и политических,
из соображений утилитарных, во имя земных благ. Но высшая духовная
жизнь не прилагается тем, которые целиком направили свою энергию
на интересы жизни материальной. Вы, которые учите о культуре, как
надстройке над материальной, экономической жизнью общества, можете
лишь разрушать культуру. Ваше отношение к культуре не может быть
до глубины серьезным. Демократизация и социализация человеческих
обществ вытесняет высший культурный слой. Но без существования такого слоя и без уважения к нему культура невозможна. Это нужно сознать
и сделать отсюда все неотвратимые выводы.
Демократическим путем не могут создаваться «науки» и «искусства»,
не творится философия и поэзия, не появляются пророки и апостолы.
Закрытие аристократических источников культуры есть иссякновение
всяких источников. Придется духовно существовать мертвым капиталом
прошлого, отрицая и ненавидя это прошлое. И сами источники культуры
в прошлом все более и более теряются, отрыв от них все более и более
углубляется. Вся европейская культура большого стиля связана с преданиями античности. Настоящая культура и есть античная греко-римская
культура, и никакой другой культуры в Европе не существует. Эпоха Возрождения в Италии потому и была глубоко культурной эпохой, в отличие
от эпохи реформации и революции, что она не только не совершила революционного разрыва в преданиях культуры, но возродила предания
античной культуры и на них воздвигла свой небывалый творческий подъем. Духовный тип Возрождения есть культурный и творческий тип.
Духовный тип реформации означает разрушение церковных и культурных
преданий, начало революционное, а не творческое. Античная культура
вошла в христианскую церковь, и церковь была хранительницей преданий
культуры в эпоху варварства и тьмы. Восточная церковь получила предание античной культуры через Византию. Западная церковь получила
предание античной культуры через Рим. Культ церковный насыщен культурой, и от него и вокруг него творилась и новая культура старой Европы.
Европейская культура есть прежде всего и более всего культура латинская и католическая. В ней есть неразрывная связь с античностью. По
ней можно изучать природу культуры. Если мы, русские, не окончательно
варвары и скифы, то потому лишь, что через православную церковь, через
Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры.
Все революции направлены против церкви и хотят порвать связь с преданиями античной культуры, в церковь вошедшими. И потому они представляют варварское восстание против культуры. Борьба против благородной культуры, против культурной символики началась еще с иконоборства, с борьбы против культа. Это — духовный источник культуроборства.