Библиотека > Культурологические тексты >
Риккерт Г. Исторические науки о культуре
...Ценности не представляют собой действительности, ни
физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости,
а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью,
и связь эта... имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким
образом присоединяться к объекту, что последний делается, тем
самьш, благом, и она может также быть связанной с актом субъекта
таким образом, что акт этот становится, тем самьм, оценкой. Блага
же и оценки могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости
связанных с ними ценностей, т.е. когда стараются установить,
заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования
блага и по праву ли совершается какая-нибудь оценка. Однако я
упоминаю об этом только для того, чтобы сказать, что исторические
науки о культуре при исследовании благ и людей— оценивающих
субъектов, не могут дать на подобные вопросы никакого ответа...
Следовательно, тот метод "отнесения к ценности", о котором
мы говорим и который должен выражать собой сущность истории,
следует самым резким образом отделять от метода оценки, т.е.
значимость ценности никогда не является проблемой истории, но
ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они
фактически оцениваются субъектами и поскольку поэтому некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история,
следовательно, и имеет дело с ценностями, то всё же она не является
оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно
то, что есть...
При этом, само собой разумеется, исторически важным и
значительным считается не только то, что способствует, но даже и
то, что мешает реализации культурных благ. Только то, что
индифферентно по отношению к ценности, исключается как несущественное, и уже этого достаточно, чтобы показать, что назвать
какой-нибудь объект важным для ценностей и для актуализации
культурных благ еще не значит оценить его, ибо оценка должна
быть всегда или положительной, или отрицательной. Можно
спорить по поводу положительной или отрицательной ценности
какой-нибудь действительности, хотя значительность последней и
стояла бы вне всякого сомнения. Так, например, историк как
таковой не может решить, принесла ли Французская революция
пользу Франции или Европе или повредила им. Но ни один историк
не будет сомневаться в том, что собранные под этим термином
события были значительны и важны для культурного развития
Франции и Европы и что они поэтому как существенные должны
быть упомянуты в европейской истории. Короче говоря,
оценивать — значит высказывать похвалу или порицание. Относить
к ценностям — ни то, ни другое...
Резюмирую еще раз сказанное. Мы можем абстрактно (begrifflich) различать два вида эмпирической научной деятельности. На
одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Слово
"природа" характеризует эти науки как со стороны их предмета, так
и со стороны их метода. Они видят в своих объектах бытие и
бывание, свободное от всякого отнесения к ценности, цель их - изучить абстрактные отношения, по возможности законы,
значимость которых распространяется на это бытие и бывание.
Особое для них только "экземпляр". Это одинаково касается как
физики, так и психологии. Обе эти науки не проводят между
разными телами и душами никаких различий с точки зрения
ценностей и оценок, обе они отвлекаются от всего индивидуального,
как несущественного, и обе они включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов.
При этом нет объекта, который был бы принципиально изъят из-под
власти естественнонаучного метода. Природа есть совокупность
всей действительности, понятой генерализирующим образом и без
всякого отношения к ценностям.
На другой стороне стоят исторические науки о культуре. У нас
нет единого термина, аналогичного термину "природа", который
мог бы охарактеризовать эти науки как со стороны их предмета, так
и со стороны их метода. Мы должны поэтому остановиться на двух
выражениях, соответствующих обоим значениям слова "природа".
Как науки о культуре, названные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям; как исторические науки
они изображают их единичное развитие в его особенности и
индивидуальности; при этом то обстоятельство, что объекты их суть
процессы культуры, дает их историческому методу в то же время и
принцип образования понятий, ибо существенно для них только
то, что в своей индивидуальной особенности имеет значение для
доминирующей культурной ценности. Поэтому, индивидуализируя,
они выбирают из действительности в качестве "культуры" нечто
совсем другое, чем естественные науки, рассматривающие генерализирующим образом ту же действительность как "природу". Ибо
значение культурных процессов покоится в большинстве случаев
именно на их своеобразии и особенности, отличающей их от других
процессов, тогда как, наоборот, то, что у них есть общего с другими
процессами, т.е. то, что составляет их естественнонаучную сущность, несущественно для исторических наук о культуре.