Библиотека > Культурологические тексты >
Руссо Ж.Ж. Рассуждение о науках и искусствах, получившее премию Дижонской академии в 1750 году, на тему, предложенную этой же Академией: Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?
<...> В то время как Правительство и Законы обеспечивают безопасность и благополучие объединившихся людей, Науки,
Литература и Искусства — менее деспотичные, но, быть может, более могущественные, — покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны эти люди; подавляют в них чувство той исконной свободы, для которой они, казалось бы, рождены; заставляют их любить свое рабское состояние и превращают их в то, что называется цивилизованными народами. Необходимость воздвигла троны; Науки и Искусства их укрепили.<...>
<...> Какая вереница пороков тянется за этою неуверенностью. Нет больше ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни обоснованного доверия. Подозрения, недоверие, страхи, холодность, сдержанность, ненависть постоянно скрываются под этим неизменным и коварным обличьем вежливости, под этою столь хваленою благовоспитанностью, которой мы обязаны просвещенности нашего века. Никто уже не станет поминать всуе имя Владыки Вселенной, но Его оскорбляют богохульством, и это не оскорбляет наш слух. Люди уже не превозносят свои собственные заслуги, но они умаляют заслуги других людей. Никто уже не станет грубо оскорблять своего врага. Но его умеют ловко оклеветать. Национальная вражда угасает, но вместе с нею угасает и любовь к Отечеству. Невежество, достойное презрения, заменяется опасным пирронизмом2. Появляются недозволенные излишества, бесчестные пороки; но иные из пороков и излишеств награждаются именем добродетелей; нужно обладать ими или притворяться, что ими обладаешь. <...>
<...> Вот какой чистоты достигли наши нравы; вот как стали
мы добродетельными людьми. Литература, науки и искусства
вправе требовать, чтобы оценили по достоинству то, что принадлежит им в этом столь спасительном превращении! Я добавлю
только одно соображение: если бы житель каких-либо отдаленных стран попытался создать себе представление о европейских
нравах, исходя из состояния наук в наших странах, из совершенства наших искусств, из благопристойности наших театральных
представлений, из мягкости наших манер, из приветливости наших речей и из того, как люди разного возраста от утренней зари
до заката солнца, казалось бы, только и делают, что наперебой стараются перещеголять друг друга в услужливости, — то у этого чужестранца сложилось бы о наших нравах представление как раз обратное тому, что они собой представляют в действительности.